Первое отделение откроет крупный «блок», посвященный Морису Равелю. Его «Четыре народные песни» были написаны для конкурса обработок, который проводил Дом песни – Maison du Lied – в Москве. В состязании могли принимать участие композиторы со всей Европы. Получив от организаторов «материал» – народные мелодии, Равель представил свои работы в четырех номинациях (испанские, французские, итальянские и еврейские песни) и в каждой из них одержал победу. Песни были изданы как издательством Юргенсона в Москве, так и, частично, в Париже, что было Равелю особенно приятно. Поразительно, но в свое время, будучи уже достаточно известным композитором, он пять раз подряд участвовал в конкурсе на получение Большой Римской премии и ни разу не одержал победу...
Каждая из четырех песен написана на языке оригинала. Номера в цикле расположены по принципу контраста. Первая песня, испанская, представляет собой горестный монолог женщины, возлюбленный который уходит на войну. Вторая, французская, – прелестная «акварельная» пасторальная сцена, в которой пастушок и пастушка, увлекшись друг другом, совсем забывают об овечках, за которыми должны «надзирать». В экспрессивной итальянской песне горе безответной любви сравнивается по своей глубине с бездонным морем и по тяжести с гранитной плитой. Наконец, завершает цикл еврейская песня, построенная в виде диалога отца и сына. На вопрос отца, что бы он попросил, оказавшись перед ликом Бога, сын отвечает: сына (чтобы изучать Тору), долгую жизнь (чтобы, как все живое, прославлять Господа), и хлеб («И вкусишь, и восславишь ты Богу», – цитирует Библию сын).
Следующий номер нашей программы – Вокализ-этюд в форме хабанеры. Равель нередко называл Испанию своей второй музыкальной родиной: мать композитора происходила из басков. Но сам композитор никогда не жил на родине своих предков, однако, видимо, с молоком матери впитал особый колорит испанского фольклора. Испания прошла через всю музыкальную жизнь Равеля: от ранних вокальных опытов до знаменитого «Болеро», оркестровой «Испанской рапсодии», комической оперы «Испанский час» и, наконец, «Трех песен Дон Кихота к Дульсинее», которыми он завершил свой творческий путь. «Вокализ в форме хабанеры» был написан в 1907 г. для студентов Парижской консерватории с целью продемонстрировать им виртуозные приемы современной вокальной композиции. Действительно, эта музыка исключительно виртуозна и доступна лишь настоящим мастерам, в совершенстве владеющим своим драгоценным инструментом – певческим голосом. Прихотливую вокальную партию сопровождает монотонно-загадочная партия фортепиано, основанная на ритмической танцевальной «формуле» хабанеры. Эта повторяемость придает вокализу оттенок таинственного заклинания.
В исполнении Андрея Потатурина прозвучит Застольная песня, последняя из «Трех песен Дон Кихота» (и последнее из законченных сочинений композитора). Написаны песни были в качестве сопровождения для первого звукового фильма «Дон Кихот» и предназначались для исполнения Федором Шаляпиным. Несмотря на то, что эта музыка была создана уже тяжело больным композитором, она ослепляет радостью, весельем и наслаждением жизнью. В своей застольной песне Дон Кихот провозглашает тост за ... радость: таким стало «последнее слово» замечательного композитора и человека Мориса Равеля.
Вокальная музыка Яна Сибелиуса, без сомнения, – настоящий раритет на нашей сцене. В исполнении Юлии Мазуровой и Александра Гиндина прозвучит вокальный цикл «Семь стихотворений Яна Рунеберга». Около четверти всех вокальных произведений Сибелиуса написаны на стихи этого поэта, одного из самых значительных финских поэтов XIX столетия и любимого автора композитора. В музыке вокального цикла происходит полное слияние партий голоса и фортепиано. Развернутые песни-сцены своим фантазийный строением напоминают баллады, а виртуозная фортепианная партия вызывает прозрачные оркестровые ассоциации.
Все второе отделение исполнители посвящают романсам Сергея Рахманинова, представляющим предмет особого интереса как для певца, так и для пианиста. Самые первые романсы, написанные еще совсем юным композитором, отделены от последнего опуса – Шесть романсов op.38 – дистанцией в двадцать пять лет. За это время стиль вокальной лирики Рахманинова сильно изменился: усложнились и обогатились гармонический язык и фортепианная фактура, изменился и образно-эмоциональный строй, и выбор текстов. Ранние романсы создавались в период поиска собственных, оригинальных выразительных средств, и несмотря на то, что они еще следуют традициям, сложившимся в XIX веке, тем не менее все как один поражают воображение своим совершенством – невероятным, учитывая, во-первых, возраст автора, а во-вторых, то, что написанные в это же время инструментальные сочинения все же несут на себе отпечаток некой незрелости. Поздние же романсы op.38, написанные в 1916 г., буквально накануне эмиграции, есть выход в совершенно иной мир, неведомый прежде и не нашедший продолжения в дальнейшем творчестве. Вынужденный отъезд стал для Рахманинова особым трагическим «водоразделом». Он имел колоссальный успех как пианист и дирижер и вполне сумел приспособиться к бешеным темпам развития музыкальной индустрии в США, но сочинения, которые им были написаны за те двадцать пять лет, что он прожил в отрыве от родной земли, можно пересчитать по пальцам. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя», – так говорил он сам. Романсы 38-го опуса стали его последними романсами – последней ослепительной вспышкой, магическим выходом в другое измерение.
Ранняя вокальная лирика Рахманинова относится к 90-м годам XIX столетия и в целом развивается в рамках традиций, заложенных М. Глинкой и продолженных П. Чайковским, чье влияние на Рахманинова в тот период особенно заметно. Неслучайно для многих романсов Рахманинов и Чайковский выбирают схожие поэтические источники: так, оба они обращались к популярным и востребованным тогда стихам Н. Грекова, Д. Ратгауза, а также к шедеврам русской поэзии – А. Пушкину, А. Фету, А. К. Толстому. Нередко Рахманинов, как, впрочем, и Чайковский, брал за основу стихи малоизвестных поэтов и даже, что было особенно необычно в то время, поэтесс (например, Г. Галиной, Е. Бекетовой) и своей музыкой дарил им бессмертие, придавая часто незамысловатым текстам многозначность и наделяя их дополнительными оттенками чувства и смысла.
Фортепианная партия в романсах Рахманинова – отдельная интереснейшая тема для разговора. Работая со знаменитым тенором Леонидом Собиновым над своим романсом «Ночь печальна», Рахманинов говорил: «Собственно не ему (Собинову) нужно петь, а аккомпаниатору на рояле». Действительно, фортепианная партия нередко приобретает такую самостоятельность и сверхвыразительность, что порой практически перерастает в самодостаточную сольную пьесу, которая даже без участия певца могла бы звучать на концертной эстраде.
В нашем концерте предстанет настолько обширная панорама романсов Рахманинова, насколько это возможно в рамках одного отделения. Прозвучат сочинения всех периодов творчества композитора: от самых ранних романсов, еще даже не обозначенных отдельным «опусом», до «Маргариток» на стихи поэта-символиста, «гения Игоря Северянина», из последнего, 38-го опуса. А завершит вечер романс, знакомый многим: «Не пой, красавица, при мне» на стихи Пушкина. Это стихотворение не раз привлекало внимание композиторов, вызвав к жизни свыше пятидесяти (!) романсов, среди которых миниатюры М. Глинки, М. Балакирева, А. Лядова, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова. Оно датируется 1828 г. и посвящено Анне Андро-Олениной, в которую в то время был влюблен поэт. Она хорошо пела и брала уроки у самого Глинки. Среди ее любимых мелодий была грузинская песня, привезенная с Кавказа Грибоедовым и взятая за основу романса Глинкой. В отличие от Глинки, который дает романсу довольно непритязательное название – «Грузинская песня» и сообщает ему исключительно песенный, пусть и ностальгический, характер, Рахманинов, еще совсем юный, превращает «песню» в настоящую драматическую поэму. Фортепианная партия становится полноправным участником ансамбля: она отличается невероятной экспрессией и индивидуальностью – чертами, скорее нехарактерными для романсов, вышедших из-под пера предшественников Рахманинова.
В концерте примет участие Александр Гиндин (фортепиано), Анна Аглатова, Анастасия Щеголева, Светлана Лачина (сопрано), Юлия Мазурова, Алина Черташ (меццо-сопрано), Бехзод Давронов (тенор), Игорь Подоплелов (баритон).
Ведущая – Ирина Башкирева.
Наталия Абрютина