Начинает наше «путешествие» Соната для скрипки и фортепиано Карена Хачатуряна, обозначенная как op.1, – первое зрелое сочинение этого композитора. И оно сразу принесло ему грандиозный успех, удостоившись в 1947 г. I премии на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге. Это музыка необычайно яркая, «порывистая», светлая, позитивная, но при этом искренняя и совершенно не плакатная. Творческий диапазон композитора, который не переставал сочинять до последних дней жизни, просто огромен: это и совершенно «академические» сочинения, и песни, и музыка для детей (в Большом театре долгое время не сходил со сцены его балет «Чиполлино»), обработки народных песен и даже гимны двух африканских стран – Занзибара и Сомали!
В продолжение вечера прозвучит покоряющая с первых же звуков Соната для флейты и фортепиано грузинского композитора Отара Тактакишвили. Еще будучи студентом Тбилисской консерватории, он стал известен на всю Грузию, когда написанная им песня была утверждена в качестве гимна Грузинской ССР. Окончив аспирантуру, Тактакишвили преподавал в своей Alma mater композицию, полифонию и инструментовку, а в 1962-65 гг. был ректором Тбилисской консерватории. Обширнейшее творческое наследие композитора включает музыку самых разнообразных жанров: это оперы, симфонии, оратории, фортепианные концепты, вокальные циклы и камерно-инструментальные сочинения. Флейтовая соната, которая прозвучит в нашем концерте, сочетает в себе лучшие традиции русской и грузинской музыки академического направления и насквозь пронизана интонациями кавказского фольклора. При этом автор сохраняет «универсальность» своего музыкального языка, не позволяя себе перешагнуть тонкую грань и переместиться исключительно в область ориентализма. Соната оставляет впечатление легкости, непринужденности, чистоты и незамутненности, какую может, наверное, в полной мере ощущать лишь тот, кто вырос в окружении девственной и пышной природы. Основная тема первой части сочетает в себя почти моцартовскую прозрачность и капельку «специй» грузинской песни. Вторая часть, озаглавленная как «Ария», напоминает лирический монолог. А в финале – скерцо – и исполнителей, и слушателей захлестывает стихия танца: подвижная, легкая, «серебристая» флейта проявляет свои лучшие качества, становясь похожей то на резвую птичку, то на пастушеский рожок.
Следующей остановкой в «путешествии» станет Азербайджан. Слушатели познакомятся с миниатюрами для флейты и фортепиано классика азербайджанской музыки Фикрета Амирова. Шесть пьес, носящие краткие и емкие, сразу рождающие поэтический образ названия, основаны на особенностях и принципах традиционной азербайджанской музыкально-поэтической культуры, непревзойденным знатоком которых был Амиров. Флейта здесь выбрана неслучайно: ее летящий тембр вызывает ясные ассоциации с традиционными инструментами народов Кавказа.
Фортепианное трио Арно Бабаджаняна – одно из знаковых сочинений ХХ столетия в этом жанре. Впервые исполненное величайшими мастерами Д. Ойстрахом, С. Кнушевицким и автором (который был блестящим пианистом и окончил Московскую консерваторию в классе К. Игумнова), оно поразило даже такого строгого критика, как Дмитрий Шостакович. Пожалуй, подобно пронзительным камерно-инструментальным полотнам последнего, трио Бабаджаняна можно назвать истинной «инструментальной драмой». Развернутую драматическую первую часть сменяет вторая, вырастающая из прекрасной, как древняя фреска, созерцательной мелодии, приводящей, однако, к трагическому взрыву. Завершает цикл «изломанный» финал, в конце которого, подобно болезненному воспоминанию, ненадолго всплывает тема первой части. И, несмотря на то, что это трио, как и соната Тактакишвили, не носит на себе отпечатка ярко выраженного, «намеренно» кавказского колорита, его «пряные» ноты слышны почти в каждой интонации и гармонии. Вот как объяснял это свойство своей музыки сам композитор: «Армения вошла в меня так глубоко, что я не представляю себе, чтобы я мог написать что-нибудь далекое от армянского мелоса. Удивительное дело, десятилетиями живу в Москве, но за какой звук ни возьмусь – встает Армения. Помните у Сент-Экзюпери: «Я родом из детства». Так и я».
Завершит наш вечер музыка Арама Хачатуряна: знаменитое Адажио из балета «Спартак». Этот легендарный спектакль в постановке Ю. Григоровича уже более полувека входит в постоянный репертуар Большого. Музыка Адажио – любовного дуэта Спартака и Фригии – не несет в себе определенного национального колорита. Сюжет балета, связанный с эпохой Древнего Рима, несомненно, является скорее философской притчей. Так же и мелодия Адажио уже многие годы воспринимается как обобщенный гимн любви, своим светом побеждающей зло, порок, насилие и смерть.
В концерте примут участие Станислав Ярошевский (флейта), Светлана Микляева (скрипка), Дина Жукова (альт), Степан Худяков (виолончель), Елизавета Симоненко (арфа), Марина Белашук и Елена Попкова (фортепиано).
Ведущая – Ирина Башкирева.
Наталия Абрютина