Антология русского классического романса. Антон Рубинштейн. Антон Аренский

18.03.2021

Вершинами камерной вокальной лирики второй половины XIX века по праву считаются песни и романсы Чайковского и участников балакиревского кружка. Однако не менее значимыми в контексте русской и общеевропейской музыкальной культуры являются романсы и других композиторов, среди которых и герои нашей нынешней программы: Антон Рубинштейн и Антон Аренский.

Антон Григорьевич Рубинштейн был человеком невероятной изобретательности и неиссякаемой энергии: первый директор Петербургской консерватории, пианист мирового масштаба, просветитель, музыкально-общественный деятель – и при этом композитор поразительной творческой активности. Среди множества его сочинений – замечательная опера «Демон» по поэме М. Лермонтова и около двухсот романсов. Артисты Молодежной оперной программы исполнят ряд ключевых сцен из этой оперы: три ариозо Демона, погружающие в атмосферу неги и обольщения, и его дуэт с Тамарой.

Что касается романсов, прозвучит значительная часть, наверное, самого оригинального и необычного сочинения композитора в этом жанре – вокального цикла «Персидские песни». Занимательна история его создания. Рубинштейн, которому едва исполнилось двадцать пять, уже прославившийся как пианист-виртуоз, совершил «паломничество» к Ференцу Листу в Веймар – город, ставший усилиями маэстро настоящей музыкальной столицей Германии. Там, в окружении самых вдохновенных литераторов, художников, поэтов и музыкантов своего времени, Рубинштейн провел весну. А во время летнего отдыха написал вокальный цикл, сразу поразивший всех, кому довелось познакомиться с ним. Великую славу предсказал этому сочинению сам Ференц Лист, а Стасов и Кюи, исключительные идейные противники Рубинштейна, выразили ему свое восхищение. Скупой на похвалы Цезарь Кюи написал: «Эти романсы так хороши, что трудно отдать которому-либо из них предпочтение».

Тексты, которые легли в основу романсов, Рубинштейн открыл для себя в Германии: большую популярность в начале 1850-х гг. имела книга стихов азербайджанского поэта Мирзы-Шафи Вазеха в переводе Фридриха Боденштедта. Она включала в себя более ста пятидесяти стихотворений, из которых Рубинштейн отобрал двенадцать. В этих романсах ярко, разнообразно и, что самое удивительное, совершенно непохоже на композиторов-современников, претворяются образы Востока, что предстоит оценить слушателям и на нашем концерте. В 1869 г. Чайковский, недавний выпускник консерватории в классе Рубинштейна, восхищенный своим учителем, выполнил полный эквиритмический перевод «Персидских песен» на русский язык. С этим текстом вокальный цикл вскоре был издан и приобрел еще более широкую известность.

Антон Аренский ушел из жизни в возрасте сорока пяти лет, и многие его творческие идеи остались нереализованными. По меткому печальному замечанию Б. Асафьева, его творчество «всегда теплится, но не воспламеняется и не горит ярким пламенем». Но несмотря на это, лирические страницы, принадлежащие перу Аренского, отличаются высочайшей одухотворенностью и поэтичностью, а его драматическая музыка достигает огромного накала. Вдохновение для камерно-вокальной музыки Аренский черпал в основном в стихах своих современников – поэтов-романтиков А. Фета, А. Апухтина, Д. Ратгауза, А. Плещеева, которые были близки и Чайковскому. С Чайковским Аренского роднит и музыкальный язык вокальной лирики, основывающийся в первую очередь на традициях русского городского романса. Мелодические линии отличаются распевностью, закругленностью, а фортепианная партия, обогащенная интересными фактурными приемами и выразительными подголосками, нередко вступает в полноправный «диалог» с певцами.

В концерте принимают участие артисты Молодежной оперной программы Елизавета Нарсия, Эльмира Караханова, Мария Мотолыгина (сопрано), Ульяна Бирюкова (меццо-сопрано), Давид Посулихин (тенор), Рауф Тимергазин (баритон), Николай Землянских (баритон), Дмитрий Чеблыков (баритон) и Алексей Кулагин (бас). Партию фортепиано исполняют Михаил Коршунов, Вера Григорьева, Товуз Аббасова. Концерт ведет Ирина Башкирева.

Наталия Абрютина