Уже не впервые артисты оркестра Большого театра посвящают камерную программу в Бетховенском зале французской музыке второй половины XIX – первой половины XX веков. Ей присуща легкость, непринужденность и изящество, а главное – в ней чувствуется настоящая неповторимая красота.
Камилю Сен-Сансу выпала на редкость счастливая творческая судьба: многие годы он был любимцем французской публики, и коллеги-музыканты восхищались им, называя лучшим органистом мира. Интересы его были обширны. Кроме того, что он оставил разнообразнейшее «академическое» композиторское наследие, он всегда был открыт новому: так, в качестве пианиста он стал одним из пионеров звукозаписи, а также был одним из первых серьезных композиторов, который в 1908 г. написал музыку к фильму. Тем более удивительно, что при этом творческий подход Сен-Санса отличал некоторый консерватизм: приверженность четким и ясным формам, прозрачное звучание оркестра, соразмерность и гармоничность. Фантазия для флейты и арфы, которая откроет наш концерт, в оригинале была написана для скрипки и арфы и предназначалась для сестер Эйслер, игравших на этих двух инструментах. Сочетание арфы и флейты не менее органично, чем оригинальное, и придает музыке особую «французскую» легкость и воздушность. В крупной композиции сменяют друг друга контрастные разделы, в которых происходит постоянный «диалог» двух солистов. На точку золотого сечения приходится мистическое basso ostinato, завораживающее своим таинственным кружением – словно колдун, заклинающий змею, играет на своей волшебной флейте.
Фантазия Сен-Санса для арфы соло была написана под впечатлением от исполнительского искусства Альфонса Хассельманса, бельгийского арфиста, профессора Парижской консерватории. Этот музыкант считается основателем современной французской школы игры на арфы, а найденные им технические приемы вывели инструмент на качественно новый уровень. Таинственная и романтичная фантазия принадлежит к лучшим образцам сольной концертной пьесы для арфы и позволяет продемонстрировать исполнителям все свое мастерство и все великолепие своего инструмента.
Биография Альбера Русселя о необычна. Лишь в возрасте двадцати пяти лет он принял решение целиком посвятить себя музыке, а до этого, подобно Римскому-Корсакову, был морским офицером, молодость провел в долгих плаваньях по Тихому и Индийскому океанам и посетил немало экзотических стран. Интерес к экзотике вылился в странствия по Индии, Камбодже и Цейлону. Начиная с 30-х годов ХХ столетия композитор начал использовать в своей музыке подлинные китайские и индийские лады, а особенно ярко образы Востока воплотились в его опере-балете «Падмавати», постановка которой в в Парижской опере имела очень большой успех. В Трио и Серенаде, которые прозвучат на нашем вечере, также ощущается колорит дальних стран. В Серенаде Руссель пользуется метрическими приемами, характерными для музыки античности. Трио же, написанное, на первый взгляд, в гораздо более традиционной манере, создает впечатление загадочной дали благодаря экспрессивным ладовым краскам, нестандартным исполнительским приемам и множеству ostinato, словно гипнотизирующим слушателя.
В концерте прозвучит музыка еще одного моряка: контр-адмирала французского флота Жана Краса. Выросший в семье военного медика, он начал сочинять музыку как «самоучка» и к двадцати годам уже был автором внушительного списка сочинений. Решающей в его творческой судьбе стала встреча с композитором Анри Дюпарком, ставшим его наставником и близким другом. Центральное место в наследии Краса занимают камерные сочинения, среди которых особенно выделяются Струнное трио (1926) и Квинтет для флейты, арфы и струнного трио (1928). Квинтет со своим прозрачным и свежим звучанием мерцает то отголоском танца, то далеким таинственным «пением», то вызывает ассоциации с мягким покачиванием морских волн.
В концерте принимают участие Станислав Ярошевский (флейта), Елизавета Симоненко (арфа), Светлана Микляева (скрипка), Ольга Жмаева (альт) и Степан Худяков (виолончель).
Ведущая – Ирина Башкирева.
Наталия Абрютина