Поющая Италия

09.04.2021

Италия издавна славилась как одна из самых музыкальных стран Европы, а в области вокального искусства ей, возможно, и нет равных. Еще в эпоху Возрождения здесь процветала монументальная хоровая полифония и изощренные по письму ансамбли-мадригалы. Италия стала родоначальницей оперы, и именно на итальянской оперной сцене в XIX веке возник стиль бельканто — «прекрасного пения», повлиявший на всю европейскую музыку.

В первом отделении нашего концерта прозвучат произведения знаменитых итальянских мастеров бельканто: Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти. Артисты Большого театра исполнят не оперные арии, а гораздо менее известную камерную вокальную лирику этих композиторов.

Четыре номера из вокального цикла Беллини «Пятнадцать песен для голоса и фортепиано» контрастны по характеру. Они дают представление о богатстве мелодического дара знаменитого автора «Нормы». Так, песня L’abbandono («Покинутая») правдиво передает чувства оставленной женщины через сдержанную, но полную внутреннего волнения мелодию. Мягкая элегичность L’abbandono напоминает русскому слушателю о романсах Михаила Глинки. Это совпадение не случайно: Глинка во время путешествия по Италии познакомился с Беллини, написал произведения на его темы. Безусловно, творчество итальянского композитора повлияло на его вокальный стиль.

Песня La farfalletta («Бабочка») из того же цикла Беллини, напротив, исполнена грациозности и веселого кокетства. Ее мелодическая линия построена весьма прихотливо, со множеством скачков, и напоминает порхание бабочки.

В числе произведений Доницетти, вошедших в программу, — два вокальных номера в жанре неаполитанской песни. Этот жанр, возникший в 1830-е годы благодаря ежегодному конкурсу песен в Неаполе, быстро приобрел мировую известность. Его обязательным атрибутом является текст на неаполитанском диалекте, который чаще всего исполняется сольным мужским голосом. Неаполитанские песни вошли в репертуар крупнейших оперных певцов: Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Марио Ланца, Лучано Паваротти. Знаменитые Santa lucia и O sole mio — образцы именно этого жанра. В концерте прозвучат неаполитанские песни Доницетти Lu trademiento («Измена») и Amor marinaro («Любовь моряка»).

В творчестве Верди итальянское вокальное искусство поднялось на новый уровень. Его оперные арии и ансамбли приобрели неизвестный прежде итальянской музыке драматизм и психологичность; при этом в его произведениях есть место и беззаботной радости, выражающейся в блестящих, виртуозных вокальных партиях. Среди песен Верди, вошедших в программу концерта, большинство имеют светлый колорит. Только одна, Non t’accostarе all’urna («Не подходи к урне»), резко контрастирующая другим песням, передает чувство горечи, тоски (в ней идет речь о погребальной урне лирического героя, воображающего свою кончину).

Необычен по составу исполнителей вокальный ноктюрн Верди Guarda, che bianca luna («Смотри, какая светлая луна») на стихи Якопо Виторелли. Звучание трех голосов — сопрано, тенора и баритона — в сопровождении фортепиано дополняют звуке флейты. Ее легкие нежные пассажи изображают пение соловья, о котором и «говорится» в поэтическом тексте.

Во втором отделении прозвучат сочинения композиторов, принадлежащих к более молодому поколению. Артисты Большого исполнят песни Франческо Паоло Тости, Эрнесто де Куртиса, Станислао Гастальдона, Родольфо Фальво, Руджеро Леонкавалло. За исключением последнего, все они сочиняли только в камерном жанре и прославились как создатели ярких песен, по сей день остающихся репертуарными. В программу нашего концерта вошли такие знаменитые песни, как A vucchella («Ротик»), Ideale («Идеал»), La Serenata («Серенада»), Marechiare («Марекьяро») Тости, Tu, ca nun chiagne («Нет, ты не плачешь») Куртиса, Mattinata («Утро») Леонкавалло, Dicitencello vuie («Скажите, девушки») Фальво. Их наполненные душевным теплом мелодии неизменно вызывают горячий отклик слушателей.

В концерте участвуют Анна Аглатова, Альбина Латипова, Светлана Лачина, Анастасия Лерман (сопрано), Алина Черташ (меццо-сопрано), Константин Артемьев (тенор), Бехзод Давронов (тенор), Андрей Потатурин (баритон). Партию фортепиано исполняет Энрико Реджиоли, флейты – Станислав Ярошевский.
Ведущая — Ирина Баширева.

Оксана Вакатова