В нашем концерте прозвучат арии и дуэты из опер самых разных композиторов. Среди них — такие гении, как Моцарт, Бетховен, Глинка, Римский-Корсаков, и авторы меньшего «масштаба», но получившие известность именно благодаря своему вкладу в оперную музыку. Концерт откроют номера из знаменитых сочинений Вольфганга Амадея Моцарта. Интрига оперы «Так поступают все женщины» основана на идее «проверки верности», которую решили устроить своим невестам двое молодых людей. Несмотря на то, что девушки не выдерживают испытания — обе они влюбляются в «албанцев», которые на самом деле оказываются их переодетыми женихами, — Моцарт далек от изображения их исключительно в комическом виде. В опере немало прекрасных номеров, передающих чувство подлинной любви. Среди них — дуэт Фьордилиджи и Дорабеллы (Ah guarda sorella) и дуэт Дорабеллы и Гульельмо (Questa picciola offerta... Il core vi dono).
В опере Моцарта «Свадьба Фигаро» по комедии Пьера Бомарше также на первый план выходят номера, где так или иначе проявляются любовные привязанности героев. Так, речитатив и ария Графа (Hai già vinta la causa... Vedrò mentre io sospiro) исполнены ревнивых подозрений. С ней по смыслу связаны речитатив и ария Сюзанны (Giunse alfin il momento... Deh vieni non tardar), которые та поет, призывая графа на мнимое свидание.
Опера «Дон Жуан» — одна из вершин всего творчества Моцарта. Необычно, что у главного героя отсутствует развернутая сольная ария: во времена Моцарта это было совершенно немыслимо. Два небольших сольных номера Дон Жуана — известная ария «с шампанским» (Fin ch’han dal vino…) и канцонетта (Deh, vieni alla finestra) не дают представления о его личности. Лишь косвенную музыкальную характеристику Дон Жуан получает в арии Лепорелло (Madamina, il catalogo è questo…), в которой слуга его сообщает о завоеванных им женщинах (их число оказывается просто фантастическим: «А в Испании — тысяча три!»). Как считает современный музыковед Роман Насонов, такое решение Моцарта можно объяснить тем, что композитор выделяет главную черту характера этого героя — цинизм. «Циничный» дух Дон Жуана в полной мере раскрывается в его речитативах-диалогах с Лепорелло; передавать же в мелодической форме эту низменную черту человеческой натуры Моцарт не стал.
В отличие от Моцарта Бетховен заглянул в оперные «сферы» лишь однажды. Однако его единственная опера — «Фиделио» — написана с большим вдохновением. По жанру это так называемая «опера спасения», в которой несправедливо заключенный в тюрьму герой получает свободу благодаря своим соратникам. У Бетховена узником оказывается испанский аристократ Флорестан, а его освободительницей — его жена Элеонора, скрывавшаяся под видом помощника тюремщика Фиделио. В дуэте Леоноры и Рокко (Nur hurting fort, nur frisch gegraben) звучит острое чувство сострадания женщины к своему мужу.
Среди русских композиторов одним из бесспорных оперных классиков является Николай Андреевич Римский-Корсаков. По количеству опер с ним сравнялся только его современник Цезарь Кюи: оба написали по пятнадцать музыкально-театральных опусов. Правда, оперы Кюи являются, в основном, лишь достоянием истории, в то время как гениальные сочинения Римского-Корсакова вошли в «золотой фонд» мирового музыкального искусства. Музыка оперы «Царская невеста» раскрывает судьбы и характер четырех главных героев: Марфы, невесты Ивана Грозного, ее жениха Ивана Лыкова, влюбленного в Марфу опричника Григория Грязного и его возлюбленной Любаши. В речитативе и арии Грязного «С ума нейдёт красавица!… Куда ты, удаль прежняя, девалась» перед нами предстает мужчина с буйным характером, в свое время совершивший немало жестокостей. Однако мягкая романсовая интонация в начале арии делает его образ более человечным, поскольку выражает такую понятную грусть об ушедшей молодости. Дуэт Грязного и Любаши «Зачем ты… Знать, не любишь больше ты свою Любашу» передает чувства девушки, страдающей от ревности и при этом не перестающей испытывать нежность к любимому.
В концерте прозвучит и музыка других славянских композиторов: речитатив и каватина Гальки Ha! dzieciatko nam umiera... O mój malenki! из оперы «Галька» Станислава Монюшко и знаменитая ария Руслана «О поле, поле!... Времён от вечной темноты» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила». В программу также вошли номера из немецкой романтической оперы, представленной именами Карла Марии фон Вебера, Отто Николаи, а также французской (Амбруаз Тома, Шарль Гуно, Жорж Бизе, Жюль Массне).
В концерте участвуют: Эльмира Караханова, Мария Мотолыгина, Елизавета Нарсия (сопрано), Мария Баракова, Ульяна Бирюкова (меццо-сопрано), Алексей Курсанов (тенор), Николай Землянских (баритон), Дмитрий Чеблыков (баритон), Рауф Тимергазин (баритон), Алексей Кулагин (бас), Мзия Бахтуридзе (педагог-репетитор), Вера Григорьева, Анна Денисова, Сергей Константинов (фортепиано). Ведущая — Ирина Башкирева.
Оксана Вакатова