Программа нашего концерта призвана продемонстрировать богатые возможности древнего и прекрасного инструмента – арфы на примере творчества композиторов-романтиков и импрессионистов.
Программу откроет сочинение Михаила Ивановича Глинки Вариации на тему Моцарта. Глинка избрал для них мелодию чудесных колокольчиков из оперы «Волшебная флейта». Тема Моцарта отличается простотой: она построена как ряд секвенций, то есть повторений одного и того же мотива на разной высоте. Глинка «украсил» ее изящными пассажами и фигурациями, меняющимися от вариации к вариации. Среди близких по характеру эпизодов этого небольшого цикла выделяется проникновенная медленная вариация, написанная в жанре ноктюрна.
В Фантазии на темы из оперы Чайковского «Евгений Онегин» Екатерины Вальтер-Кюне (1870-1930), российской арфистки и педагога, также использован заимствованный тематический материал. В сочинении сопоставляются несколько разноплановых фрагментов оперы: тема увертюры, где звучит томительный лейтмотив Татьяны; праздничный, нарядный Вальс и знаменитая ария Ленского «Я люблю вас». Композитор практически не подвергает материал Чайковского переработке, лишь адаптирует оркестровую ткань к особенностям «голоса» арфы.
Британский композитор Арнольд Бакс (1883-1953) нередко включал арфу в свои камерные ансамбли. Наверное, главной побудительной причиной этого была особенная любовь к искусству и культуре Ирландии, где арфа является одним из национальных символов. Элегическое трио Бакса для флейты, альта и арфы связано с одним из трагических для этой страны событий — Пасхальным восстанием 1916 года, важной вехой борьбы ирландского народа за независимость от Великобритании и провозглашение Ирландской республики. Восстание было жестоко подавлено. Тем не менее Трио имеет в целом светлый характер; его стиль во многом перекликается со стилистикой произведений Клода Дебюсси, Музыка которого также прозвучат в нашем концерте.
Соната для флейты, альта и арфы аналогична по составу Элегическому трио Бакса и была написана всего годом ранее. Однако музыкальный язык этого сочинения не в пример сложнее. Дебюсси применил здесь свойственную ему изобретательность в области ритма, гармонии, сплетения мелодических линий. Причудливая экзотическая атмосфера, которую создает музыка сонаты, в чем-то сродни полным загадок полотнам «таможенника» Анри Руссо.
Знаменитую Прелюдию «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси называют «манифестом» музыкального импрессионизма. Композитор вдохновился эклогой Стефана Малларме, представляющей собой рассказ о прелестных нимфах и Фавне, который охотится за ними, а затем погружается в сладкие грезы. В сочинении – в нашем концерте прозвучит его переложение флейты, арфы и альта – сконцентрировались характерные для Дебюсси музыкально-выразительные средства: короткие, запоминающиеся мотивы вместо развернутых мелодий, красочные звуковые «пятна» и свободная, словно парящая в воздухе форма.
Другим оркестровым произведением, которое прозвучит в переложении для арфы, станет симфоническая поэма Бедржиха Сметаны «Влтава» из цикла «Моя родина». Композитор предпослал ей подробную программу: музыка поэмы последовательно «изображает» два истока Влтавы, деревенские празднества на ее берегах, хоровод русалок при лунном свете, старинные замки и живописные руины, пороги и мощное течение реки близ Вышеграда. Произведение объединяет звучащая несколько раз прекрасная тема Влтавы — широкая, по-славянски открытая мелодия.
Многие из фортепианных произведений могут быть исполнены на арфе почти без «потерь» в своей выразительности. Среди них — концертный этюд Ференца Листа Un Sospiro («Вздох») и этюд op. 25 №1 Фридерика Шопена. Последний даже получил «неофициальное» название «Эолова арфа». Оба этюда построены на «льющихся» фигурациях, которые в арфовом тембре звучат еще более нежно и воздушно, чем на рояле.
В концерте участвуют Мария Крушевская (арфа), Станислав Ярошевский (флейта), Ольга Жмаева (альт).
Концерт ведет Ирина Башкирева.
Оксана Вакатова