В эпоху романтизма жанр камерной музыки пережил качественный скачок. Композиторы стали расценивать его едва ли не как равноправный с симфоническим, разрабатывая в рамках своих ансамблевых циклов масштабные музыкальные концепции. В нашем концерте прозвучат камерные сочинения двух великих романтиков: Фортепианное трио № 2 ми-бемоль мажор Франца Шуберта и Фортепианный квинтет № 2 ля мажор Антонина Дворжака.
Свое второе фортепианное трио Шуберт написал в 1827 г., за год до смерти. Мысли и переживания композитора в его последний период жизни воплотились в развернутом четырехчастном цикле, в котором основная смысловая «нагрузка» приходится на финал.
Первая часть не содержит драматургических конфликтов, но в ней сопоставляются разные эмоциональные сферы, представленные темами главной, побочной и заключительной партий. Главная тема носит решительный, светлый характер, в ней проявляется оптимистический взгляд на мир. Музыка побочной темы в хрупком си миноре перемещает нас в область мечты, идеала, что было так типично для романтиков. Заключительная партия написана в виде «диалога» скрипки и виолончели: «женского» и «мужского» голосов. Развитие в разработке строится целиком на этом диалоге. Помимо обязательной репризы, где повторяются уже знакомый музыкальный материал, в первой части имеется кода. В ней в третий раз целиком проводится «трансцендентная» побочная тема. И именно она оказывается главенствующей среди всей прозвучавшей музыки.
Вторая часть исполнена трагизма. В ее основной теме, порученной виолончели в сопровождении мерных «шагов» фортепиано, присутствуют черты траурного марша. Эту тему использовал Стэнли Кубрик, выбрав ее в качестве музыкального сопровождения финального эпизода своего фильма «Барри Линдон». Эпизод оканчивается титрами, в которых говорится о том, что такие разные герои «ныне равны»; имеется в виду равенство перед лицом смерти. Тема второй части появится далее в финале трио.
Скерцо в шубертовском цикле — вероятно, наиболее традиционная по содержанию часть, пронизанная динамизмом, танцевальностью. В среднем разделе Шуберт помещает грубоватый крестьянский танец, следуя давнему обычаю, прослеживающемуся еще в творчестве Гайдна.
Финал этого грандиозного трио является драматургически самой сложной частью, соединяя в себе контрастные и даже внутренне противоречивые темы-образы. Открывается он беззаботной, словно «пританцовывающей» главной темой с форшлагами. Затем следуют два эпизода побочной партии: легкий и полетный, напоминающий тарантеллу, и блестяще-виртуозный. А затем происходит неожиданный «обрыв» в развитии, остановка на диссонирующем аккорде. Тарантелльное движение возобновляется, но вскоре снова прерывается аналогичным диссонансом. Возникает впечатление, будто человек, кружащийся в вихре танца, внезапно теряет дыхание и выпадает из общего круга. Разработка четвертой части начинается с главной темы, которая теперь приобретает новое, тревожное звучание; вслед за ней вступает трагическая тема второй части. В финале происходит еще ряд драматических коллизий, но завершается он все той же траурной темой второй части, которая лишь в последних тактах меняет лад с минорного на просветленный мажорный. Возможно, Шуберт мыслил такое окончание как «позитивную» трансформацию образа смерти, играющего столь важную роль в этом цикле.
Второй Фортепианный квинтет относится к периоду зрелого творчества Антонина Дворжака. В нем, как и в других сочинениях композитора этого времени, гармонично соединяются достижения европейской музыки и самобытность чешской музыкальной культуры.
В противоположность философско-драматическому шубертовскому трио, в квинтете Дворжака господствует лирический тон высказывания. Темы не противопоставлены другу, а часто «вырастают» одна из другой, становясь частью единого повествования. Многие из них, как, например, главная тема первой части, порученная виолончели, имеют мягкий, напевный характер. В побочной теме развиваются интонации главной, при этом она звучит более экспрессивно благодаря минорному ладу и терцовым удвоениям мелодии (очень напоминающим стиль Иоганнеса Брамса).
Вторая часть квинтета написана в жанре «думки». Этот жанр с недолгой историей — он существовал только на протяжении XIX века — предполагает элегический характер музыки и славянский тематизм. В квинтете Дворжака думка сближается с романтической балладой, на что указывает одновременное наличие эпических эпизодов и тем, воспринимающихся как личное высказывание автора, а также глубокие преобразования основной темы в процессе развития.
Третья часть представляет собой еще один славянский, а точнее, уже именно чешский, жанр: фуриант. Это танец юмористического характера, в котором партнеры изображают «надутого» крестьянина и его подругу. Для этого танца характерны острые ритмические акценты и переменный размер. Дворжак смягчил его характер, а в средний раздел поместил «колыбельную», где на фоне плавных аккордов фортепиано раздаются тихие отзвуки танцевальной темы.
Финал квинтета сравним с красочным хороводом: в нем быстро сменяют друг друга разнообразные эпизоды. Помещенная в танцевальное «обрамление», рельефно выделяется песенная побочная тема. Услышав ее, наш соотечественник может удивиться, насколько эта мелодия, выросшая, безусловно, из чешского фольклора, близка одновременно и интонациям русских народных песен. В то же время Дворжак отдает дань и европейской традиции: в разработке пишет фугато на начальную тему финала.
В концерте примут участие Диана Аванесян (фортепиано), Александр Калашков (скрипка), Кристина Аванесян (скрипка), Ольга Жмаева (альт), Степан Худяков (виолончель). Концерт ведет Ирина Башкирева.
Оксана Вакатова