Золотые страницы итальянской оперы

26.05.2021

В нашем концерте прозвучат номера из опер XIX – начала XX века, представляющие творчество композиторов, создавших Италии репутацию великой оперной страны, – Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи.

Россини — блистательный мастер комедии, способный передать в музыке юмор во всех его разнообразных проявлениях. В программу вошла Каватина графа Альмавивы из оперы-буффа «Севильский цирюльник» и два номера из принадлежащей к тому же жанру оперы «Итальянка в Алжире». Последнюю Россини написал всего за двадцать три дня, когда ему был всего-навсего двадцать один год. «Итальянка в Алжире» внесла новую струю в итальянскую комическую оперу: в ней широко используются ансамбли и хоры, ранее в таком количестве жанру буффа не свойственные.

Имена Беллини и Доницетти знаменуют расцвет эпохи бельканто в итальянской опере. Этот вокальный стиль отличается выразительной красотой мелодий и применением виртуозных «украшений». Итальянское бельканто повлияло на всю европейскую музыку: композиторы-романтики (Шопен, Лист, Глинка) адаптировали этот стиль, перенеся его в инструментальную сферу, чем существенно ее обогатили. Творческие устремления самих итальянских композиторов несколько различались. Беллини, проживший очень короткую жизнь (он скончался в возрасте тридцати четырех лет), написал одиннадцать опер, и все они могут быть «классифицированы» как лирические. Доницетти создал на порядок больше произведений — семьдесят четыре; его оперы весьма разнообразны по содержанию и жанровой направленности. В концерте прозвучат номера из опер «Дон Паскуале», «Полиевкт», «Лукреция Борджиа», «Фаворитка» Доницетти и из «Сомнамбулы» и «Пуритан» Беллини.

Гениальный Джузеппе Верди — вероятно, самая значительная фигура в истории итальянской оперы. Все его творчество было подчинено идее правдивого изображения человеческих характеров и страстей. Верди писал: «Дайте мне красивый, оригинальный сюжет, интересный, с великолепными ситуациями, страстями, — прежде всего страстями!..» Видение композитором драматургии каждой своей оперы было настолько точным, что нередко он сам разрабатывал сценарии, оставляя за либреттистами только создание стихотворного текста. Верди также принимал горячее участие в постановках своих опер, лично занимаясь с певцами. В программу нашего концерта вошли арии и ансамбли из опер Верди, написанных в разные годы. Так, «Эрнани» (1844) на сюжет Виктора Гюго, одного из любимых писателей Верди, входит в число первых творческих опытов композитора; в этой опере окончательно утвердилось романтическое направление в музыкальном театре. Оперы «Риголетто» (1851, также на сюжет Гюго), «Трубадур» (1853, на сюжет Антонио Гарсия Гутьерреса) и «Травиата» (по роману Александра Дюма-сына «Дама с камелиями») образуют знаменитую «триаду» 1850-х годов, принесшую Верди мировую славу. «Фальстаф» (1893, по Шекспиру) стал последним опусом композитора и одной из вершин его мастерства.

XIX век в опере Италии завершило направление «веризм». Веристы (самые известные — Масканьи, Леонкавалло, отчасти к ним принадлежал и Пуччини) создавали оперы на бытовые сюжеты, отражавшие жизнь простых людей. Эти сочинения могли страдать чрезмерным мелодраматизмом, однако в лучших произведениях перед зрителем предстают вполне «живые» персонажи, вызывающие искреннее сопереживание. В концерте прозвучит серенада Осаки Apri la tua finestra! из оперы «Ирис» Масканьи и Ария Чио-чио-сан Un bel dì, vedremo из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй».

В концерте принимают участие Мария Мотолыгина (сопрано), Елизавета Нарсия (сопрано), Мария Баракова (меццо-сопрано), Ульяна Бирюкова (меццо-сопрано), Алексей Курсанов (тенор), Давид Посулихин (тенор), Николай Землянских (баритон), Рауф Тимергазин (баритон), Дмитрий Чеблыков (баритон), Алексей Кулагин (бас), Товуз Аббасова, Вера Григорьева, Михаил Коршунов, Джулио Дзаппа (фортепиано).

Оксана Вакатова