Основу программы нынешнего концерта знаменитого ансамбля составят вокальные и симфонические миниатюры в переложении для скрипичного состава.
Вокальная пьеса Ave Maria Франца Шуберта стала одним из лирических откровений всей европейской музыки. Композитор создал эту песню-молитву как часть сборника на стихи из поэмы Вальтера Скотта «Дева озера» в немецком переводе. Первоначально произведение называлось иначе, однако в исполнительскую практику вошло под известным ныне названием, которое соответствует первым словам каждой строфы, взятым из католической молитвы (в церковнославянском варианте это молитва «Богородице Дево, радуйся).
Другое сочинение Шуберта, которое прозвучит в концерте, — песня «Лесной царь» (на стихи Гете), ставшая первым образцом романтической вокальной баллады. В ней соединились все черты, которые будут свойственны этому жанру: мрачный сюжет, нарастание драматического напряжения – и неожиданная трагическая развязка.
Еще один вокальный опус, вошедший в программу, — романс Петра Ильича Чайковского «День ли царит» (на стихи Алексея Апухтина). В нем проявилась характерная для вокальной музыки Чайковского эмоциональность. Заключительная кульминация отмечена звучанием наивысшего звука в вокальном диапазоне (ля второй октавы!) и динамикой «три форте» у голоса.
В программу вошли также инструментальные сочинения Чайковского. «Элегическая песнь» из цикла «Восемнадцать пьес» для фортепиано построена на двух дополняющих друг друга темах. Первая тема благодаря «сочным» аккордам, которые перегармонизуют повторяющийся звук мелодии, и низкому «контральтовому» регистру звучит с томной романтической интонацией. Вторая тема прозрачна по колориту, однако ее развитие приводит к мощной кульминации, выражающей страстный порыв. Скерцо для скрипки и фортепиано из цикла «Русский сувенир» более контрастно: его крайние разделы отличаются «сумрачной» стремительностью, в то время как в среднем разделе звучит светлая уверенная тема.
«Ночь на лысой горе» Модеста Петровича Мусоргского — уже не миниатюра, а полноценная симфоническая картина. Средствами оркестровки, гармонии, ритма композитор создает в ней впечатляющее изображение фантастического шабаша.
Многие номера анонсируемого концерта имеют танцевальное происхождение. Так, в Пассакалье из сюиты соль минор Георга Фридриха Генделя используется старинный танец-шествие. Близкий пассакалье танец, но еще более торжественный, воспроизводится в Паване Габриэля Форе. Полька Бедржиха Сметаны из оперы «Проданная невеста» представляет собой высокохудожественный образец национального чешского танца. Наконец, Венская мелодия Рихарда Хойбергера из оперетты «Бал в Опере» основана на ритме вальса — «выходца» из австрийской столицы.
В отличие от Мелодии Хойбергера, светски-изящной и эффектной, Грустный вальс Яна Сибелиуса имеет иную психологическую подоплеку. Он был сочинен для спектакля по пьесе Арвида Ярнефельта «Смерть». В эпизоде, сопровождаемом звучанием этой музыки, мать одного из героев видит Смерть, принявшую образ ее покойного мужа. Мужчина увлекает ее в вальсе во время сна ее сына; когда тот просыпается, женщина оказывается уже умершей. Меланхоличная музыка главной темы словно окрашена в серые тона; мелодия звучит скованно. Другая тема, напротив, полна жизненной энергии, бодрости. Подобный контраст, усиленный оркестровыми средствами, отражает размышления Сибелиуса о вечном противостоянии жизни и смерти.
К жанру «Moto perpetuo» («Вечное движение») можно отнести «Мартовский хоровод» Григораша Динику. Сочинение Динику – румынского композитора и скрипача – основано на народном румынском хороводном жанре «хора». Фольклор был хорошо знаком композитору: в течение сорока лет он руководил созданным им самим оркестром народных инструментов. Кроме «Хоровода», произведения в высшей степени виртуозного, в концерте прозвучат Вариации на тему Корелли Фрица Крейслера, которые также дадут исполнителям продемонстрировать свое мастерство во всем виртуозном блеске. В произведении применяются различные виды скрипичной техники, придающие каждой вариации свое «лицо».
Противоположный полюс исполнительских возможностей скрипачей Большого театра – выразительная кантилена, передающая разнообразные оттенки лирических настроений. В концерте будет исполнен Антракт из балета «Раймонда» Александра Глазунова, который часто исполняется как самостоятельная концертная пьеса. Антракт Глазунова – типичное романтическое Adagio, построенное на экспрессивной теме.
В концерте примут участие солисты ансамбля скрипачей Большого театра Надежда Будницкая, Юлия Забавникова, Ольга Кочнева, Гульнур Кунакбаева, Ольга Первозванская, Георгий Мнацаканян, Артем Руденко, Игорь Свичкаренко, Юрий Синев, Олег Хухуа, Илья Юдин; партия фортепиано — Борис Шаев. Концерт ведет Ирина Башкирева.
Оксана Вакатова