В конце XIX века – начале XX резко повысился интерес композиторов к музыкальному прошлому. Гиперэмоциониальности позднего романтизма начинают противопоставляться более взвешенные старинные жанры и формы. Во Франции активным пропагандистом старинной музыки был Венсан д’Энди. Он даже основал собственное учебное заведение — «Схола Канторум», обучение в котором было построено на всестороннем освоении классического наследия.
В Сюите танцев в старинном стиле д’Энди для двух флейт, трубы и струнного квартета проявилась его склонность к барочной и классицистской музыке, а также к народному искусству. Так, после небольшой вступительной Прелюдии звучит часть Entrée («Вход»), явно отсылающая слушателей к творчеству венских классиков — в его жизнерадостном, шутливом аспекте. Следующая часть, скорбная Сарабанда, восходит к музыке Иоганна Себастьяна Баха. Здесь воспроизводятся не только типичные для баховских сочинений интонации, но и распространенная в эпоху барокко форма вариаций на бассо остинато. Менуэт в этой сюите — «исконный» народный танец (придворным танцем он стал только в середине XVII века). На народном тематизме основано и финальное «Французское рондо». Д’Энди щедро снабжает его полифоническими приемами, превращая в увлекательное соревнование семи участников ансамбля.
Камиль Сен-Санс, старший современник Д’Энди, также вводит в свой Септет для трубы, струнного квинтета и фортепиано старинные жанры — менуэт и гавот. При этом в цикле находится место и «задушевной» романтической кантилене, в которой солирующая труба проявляет себя как очень нежный и чуткий инструмент.
В XX столетии своеобразным «взглядом в прошлое» стал неоклассицизм. В нашем концерте прозвучит «Серенада» для кларнета, фагота, трубы, скрипки и виолончели Альфредо Казеллы, одного из представителей этого течения. Казелла строит свой цикл на контрастах: энергичные Марш, Гавот и Финал (первая, третья и пятая части) прослаивают лирические Ноктюрн и Каватина. Заслуживает внимания авторская ремарка к Каватине: Adagio molto e sentimentale ma senza parodia — «В очень медленном темпе и сентиментально, но без пародирования». Композитор словно бы опасался, что вдохновенную кантилену этой пьесы могут счесть за «насмешку» над музыкой романтизма. Однако, безусловно, эта лирика, написанная сложным гармоническим языком, целиком принадлежит XX веку.
Второе отделение концерта откроет Секстет для медных духовых Оскара Бёме (1870-1938), композитора с трагической судьбой. Он родился в Германии, но успешную музыкальную карьеру сделал в Санкт-Петербурге. Бёме работал трубачом в оркестре Мариинского театра, руководил там же женским хором. В 1930-е годы трижды подвергался аресту, был сослан в Оренбург и в 1938 году расстрелян.
Хильда Зеестед (1858-1936) — еще один малоизвестный в России композитор, датчанка. Писала, в основном, вокальную и камерную музыку; ее перу также принадлежит одна опера. В концерте прозвучит Септет Зеестед для трубы, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано. Московская премьера этого сочинения состоялась относительно недавно — четыре года назад, инициировали ее как раз солисты оркестра Большого театра.
Программу завершит известная симфоническая пьеса Blumine Густава Малера. Она создавалась как часть Первой симфонии, однако при редактировании сочинения композитор изъял ее из общего цикла; партитура Blumine была обнаружена только в 1966 году. Название, которое дал этой части Малер, было почерпнуто им у Жан Поля, писателя, оказавшее большое влияние на мировоззрение композитора. Слово это, по всей видимости, искусственное и означает «богиня цветов». В полном соответствии с таким заголовком сочинение погружает слушателя в мир первозданной красоты и гармонии.
В концерте принимают участие Галина Эрман (флейта), Станислав Ярошевский (флейта), Сергей Петров (кларнет), Андрей Рудометкин (фагот), Артур Арзуманов (валторна), Андрей Иков (труба, корнет), Михаил Гайдук (корнет), Никита Шишков (корнет), Дмитрий Железнов (тромбон), Юрий Афонин (туба), Александр Калашков (скрипка), Кристина Аванесян (скрипка), Алексей Яненко (альт), Борис Лифановский (виолончель), Геннадий Борисов (контрабас), Сергей Кузнецов (фортепиано).
Концерт ведет Ирина Башкирева.
Оксана Вакатова