Светская кантата – вечная спутница оперы. Жанр, который идеально подходит для режиссерской лаборатории. Микроистории, драматические ситуации, которые разворачиваются в кантатах, дают возможность режиссеру придумать и поставить законченный спектакль, но, что называется, в коротком метре. Это не отрывок, не часть большого оперного полотна, но целостное произведение. Довольно часто кантата является как раз лабораторным жанром, оперным скетч-буком. Лучшие идеи, возникавшие у композиторов, сначала появлялись как кантатные «эскизы», а потом становились частью больших оперных партитур.
Заманчиво выглядит и то обстоятельство, что большинство из многих тысяч кантат, не имеют сценической истории. Никакой канон не диктует постановщикам, как именно нужно обращаться с этим материалом. Нельзя спрятаться даже за пресловутую авторскую волю. Авторы кантат вообще не предполагали их сценического воплощения и чаще всего не учитывали никаких театральных конвенций своего времени.
Этот сценический вакуум с одной стороны раскрепощает режиссерскую фантазию, а с другой – лишает ее традиционных ориентиров, которые всегда есть в партитурах, предназначенных для сцены. И в этом смысловом разрыве возникает пространство для еще одной важной задачи нашего проекта – работы режиссера с драматургом. Как из очень похожего на оперу, но все же концертного произведения, сделать сценический текст? Как проявить свою режиссерскую волю и фантазию, на основе этого материала, но не поломать оригинала? Или же поломать, но выиграть? Драматург, это, своего рода, спарринг партнер для режиссера, выступающий за автора произведения, отстаивающий структуры, смыслы, контексты, которые непременно будут плавится или сопротивляться под натиском режиссерской воли и фантазии.
«Кантаты. Миф» - продолжение нашей работы, которая началась три года назад проектом «Кантаты.Lab». И одним из ценнейших результатов тех «Кантат» стала плодотворная встреча замечательных солистов и концертмейстеров Молодежной оперной программы Большого с талантливыми молодыми режиссерами, исповедующими очень разные типы театра. Возможно, это «начало прекрасной дружбы».
Первый проект нашей лаборатории концентрировался в основном на музыке барокко и классицизма, а теперь мы обратились к произведениям французских авторов XIX-XX вв. От Берлиоза до Дебюсси. В поле зрения романтизм и постромантизм. А это значит, что в кантатах появилось большая сюжетная определенность, установились более жесткие связи с литературными и мифологическими первоисточниками, невероятно укрупнилась роль оркестра. Именно поэтому теперь наш проект называется «Кантаты. Миф», а наш главный концертмейстер Сергей Константинов справедливо настоял на том, что одного рояля будет слишком мало, чтобы передать все красоты Берлиоза, Буланже и Дебюсси, а потому специально для этой премьеры были созданы переложения всех кантат для солистов и двух (!) роялей.
Илья Кухаренко
Неизвестные кантаты известных композиторов
После того, как Большая Римская премия среди прочих молодых дарований стала вручаться и композиторам (композиторская номинация была добавлена в 1803 г.), многие музыканты стремились ее получить. Премия давала уникальную возможность отправиться на четырехгодичную стажировку в Италию. Награду присуждала Парижская академия искусств выпускникам Парижской консерватории. Обязательным заданием для претендентов было написание кантаты на текст, предложенный комиссией. Так была вызвана к жизни череда кантат впоследствии очень известных композиторов. В нынешнем концерте прозвучат принадлежащие перу трех замечательных авторов: Гектора Берлиоза, Лили Буланже и Клода Дебюсси.
Берлиоз принимал участие в конкурсе на получение премии четыре раза (!). Столь большое количество попыток сам он объяснял консервативной настроенностью членов жюри, не принимавших его новаторских находок. В 1828 г. его кантата «Эрминия» получила второй приз, и только еще два года спустя, написав кантату «Сарданапал», Берлиоз стал обладателем первой премии. В программе нашего концерта — уже упомянутая «Эрминия» и кантата «Клеопатра» (обе на текст Пьер-Анжа Вийяра). Сочинения приобрели популярность в конце XX века. Особенной любовью исполнителей пользуется «Клеопатра», вошедшая в репертуар многих известных певиц — от Джесси Норман до Ольги Бородиной. Кантата «Эрминия» интересна тем, что в ней Берлиоз впервые «нашел» мелодию, которая станет сквозной темой его знаменитой Фантастической симфонии. Она получила название «лейтмотив наваждения», так как с ее помощью композитор изобразил навязчивое воспоминание героя симфонии о его возлюбленной.
Другое сочинение Берлиоза, вошедшее в программу, — вокальная баллада «Смерть Офелии» на стихи Эрнесте Легуве. Стихотворение Легуве представляет собой свободное «переложение» известного фрагмента шекспировского «Гамлета»: рассказа королевы Гертруды о гибели Офелии. Музыка баллады пленяет зыбкой нежностью; почти вся она выдержана в приглушенной динамике и «матовых» оркестровых красках.
Дебюсси, так же, как и Берлиоз, далеко не сразу стал обладателем Римской премии. Лишь третья попытка получить ее, предпринятая по настоянию друзей, увенчалась успехом. Сочинением, принесшим ему победу, стала кантата «Блудный сын», написанная на стихи Эдуара Гино. В ней уже проявилась творческая индивидуальность композитора, что отметила музыкальная критика. Журналист газеты «Фигаро» Шарль Даркур писал: «Настоящим открытием конкурса в этом году стал молодой талантливый музыкант. Возможно, в данный момент он не превосходит в мастерстве своих однокурсников, но с первых же тактов своего сочинения показывает, что сделан из другого теста». Правда, друзья Дебюсси, знакомые с его смелыми импровизациями и ожидавшие «услышать вычурные аккорды и возмущенные возгласы членов жюри», все же посчитали музыку «слишком гладкой и причесанной» (так вспоминает соученик Дебюсси по консерватории Морис Эммануэль). В целом в кантате «Блудный сын» композитор демонстрирует стремление к изысканной красоте звучностей. В ней велика роль оркестровых эпизодов, в том числе ориентальной «окраски». А некоторые страницы на редкость отчетливо напоминают русскую музыку. Вероятно, это связано с работой Дебюсси в качестве учителя дочери у Надежды Филаретовны фон Мекк: русская меценатка считала своим долгом познакомить молодого композитора с сочинениями ее соотечественников.
Лили Буланже, младшая сестра знаменитой Нади Буланже, прожила совсем недолгую жизнь: всего двадцать четыре года. Сестры росли в музыкальной семье: их отец преподавал вокал в Парижской консерватории, мать, русская княгиня Раиса Мышецкая, была певицей. Музыкальная одаренность Лили проявилась необычайно рано: играть по нотам она научилась быстрее, чем читать. Первые уроки музыки Лили давала Надя, позднее она занималась с Габриэлем Форе, окончила Парижскую консерваторию. Творческое наследие Лили Буланже разносторонне и включает вокальную, инструментальную, хоровую, духовную музыку. На соискание Римской премии она представила кантату «Фауст и Елена» на стихи Эжена Адени и сразу выиграла конкурс (и стала первой женщиной, завоевавшей эту награду). В этом сочинении Буланже демонстрирует уверенное владение всеми средствами позднеромантического музыкального языка, ориентируясь, в основном, на стиль Вагнера. В духе немецкого композитора она не делит кантату на номера, строя произведение как единую большую сцену сквозного развития. В концерте примут участие Ульяна Бирюкова, Эльмира Караханова, Мария Мотолыгина, Елизавета Нарсия (сопрано), Мария Баракова (меццо-сопрано), Алексей Курсанов, Давид Посулихин (тенор), Николай Землянских, Дмитрий Чеблыков (баритон), Анна Денисова, Сергей Константинов, Михаил Коршунов (фортепиано), Ирина Бразговка, Вера Григорьева, Алексей Кулагин, Рауф Тимергазин.
Оксана Вакатова