Около десяти лет назад артисты Большого симфонического оркестра скрипачи Антон Якушев и Сергей Морозов и артисты оркестра Большого театра альтист Дмитрий Усов, виолончелист Андрей Мустафаев и контрабасист Сергей Афанасьев создали ансамбль «Бонквинтон». В этом, безусловно, веселом, но непонятном слове соединились и французский «бонтон» (что означает «хороший тон»), и квинта (интервал из пяти ступеней и одновременно число участников ансамбля), и квинтон — старинный смычковый музыкальный инструмент.
«Бонквинтон» стал единственным в своем роде «ансамблем нескучной классики». Так называют себя сами исполнители, подразумевается нетрадиционный формат подачи классики, звучащей в концертах коллектива в эстрадной, джазовой или даже рок-обработке. «Классический кроссовер» — так поясняют в двух словах это направление члены ансамбля (кроссовер в эстрадной музыке представляет собой сочетание в одной композиции двух и более разных стилей). Программы «Бонквинтона» отличаются большим разнообразием: в них входят и классические «хиты», которые у всех на слуху, и малоизвестные произведения. Что касается исполнительской манеры участников ансамбля, то она полностью отвечает идее сделать концерт «нескучным». Игре артистов свойственна повышенная эмоциональность, «зашкаливающий» артистизм и при этом — соблюдение всех строгих требований исполнительского профессионализма.
Программа «Весёлые картинки» названа так по одному из составивших ее номеров. Это — сюита Андрея Мустафаева на темы из «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Классический кроссовер здесь проявляет cебя в полной мере: музыка Мусоргского в этой сюите оказывается вписана в такие исторически далекие от нее жанры, как танго, сальса, блюз и рок-н-ролл.
В другом сочинении Мустафаева, «Катрин», ироничному прочтению подвергается творчество Петра Ильича Чайковского. Основу пьесы составляет «Трепак» из балета «Щелкунчик», воспроизведенный в стиле… кантри! И здесь же звучит знаменитая лирическая тема Адажио из того же балета, меняющая свой характер с лирического на энергично-танцевальный.
Еще более неожиданное смешение стилей содержит пьеса «Овербах» — композиция на тему И.С. Баха и народные мелодии. Начинается она с известной всем мелодии «Хава нагила», которая развивается в полифоническом ключе и затем плавно переходит в музыку Концерта для клавира фа минор Баха, возникая еще несколько раз по ходу развития пьесы. Основанием для подобной «трансплантации» стала мотивная общность музыкального материала: тема концерта начинается с такого же синкопированного повтора звука, как и «Хава нагила». Еврейская музыка также фигурирует в номере «Фрейлехс» с подзаголовком «клезмер-джаз» (клезмер — традиционная музыка восточноевропейских евреев). Среди других музыкальных культур, вдохновивших артистов, — колумбийская (номер Prende la vela), русская (обработка песни «Валенки»), американская (композиция «Самсон и Данила»).
Украшением программы станут номера из опер, давно превратившиеся в яркие концертные пьесы: «Хор охотников» из оперы «Вольный стрелок» К.М. фон Вебера и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.
В концерте примут участие Сергей Морозов, Владимир Сергеев (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Андрей Мустафаев (виолончель), Сергей Афанасьев (контрабас).
Оксана Вакатова