На нашей сцене вновь – вечер романтической камерной музыки. На этот раз слушателям будут представлены знаменитый Фортепианный квинтет ля мажор «Форель» Франца Шуберта и Квинтет для кларнета и струнных си минор Иоганнеса Брамса. Ля-мажорный квинтет Шуберта (единственный фортепианный квинтет в его наследии) был создан по заказу Сильвестра Паумгартнера, крупного промышленника и страстного почитателя творчества композитора. Паумгартнер особенно любил песню «Форель», и Шуберт, желая его порадовать, включил в цикл дополнительную часть, основанную на ее мелодии. Эта песня — шутливая миниатюра, повествующая о том, как легкомысленная форель попалась на крючок рыбака. Заключительные строки стихотворения Фридриха Шубарта «Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам» в данном случае, разумеется, не стали поводом для композитора привнести в музыку драматизм или серьезные контрасты. В звучании квинтета также преобладают светлые эмоциональные краски; в нем немало эпизодов лирических, грациозных, «воодушевленных».
Первая часть квинтета, Allegro vivace, открывается медленным вступлением на интонациях главной темы. Сама главная партия представляет собой гибкую, пластичную мелодию. Особую энергию ей придает «упругий» аккомпанемент струнных и «взлетающие» пассажи у фортепиано. В побочной партии на короткое время появляется одноименный минор, после которого еще более жизнерадостно звучат эпизоды в основном, мажорном ладу.
Вторая часть проникнута мягкой лирикой. Особенно возвышенный строй имеет в ней побочная тема у альта и виолончели, изложенная благозвучными интервалами терции и сексты. Скерцо квинтета поражает воображение неожиданной сменой тональностей. Его средняя часть в прозрачной фактуре ассоциируется с женственным танцем. Четвертая часть включает в себя пять вариаций на тему песни «Форель», в которых Шуберт с необычайной фантазией и мастерством видоизменяет известную мелодию, приобретающую то концертный блеск, то романтическую экспрессию. Интересно, что в коде вариаций Шуберт в точности воспроизводит фактуру фортепианного сопровождения песни. По замыслу композитора, «журчащие» фигурации изображают плеск ручья — образ, неоднократно возникающий в творчестве Шуберта. Финал квинтета, полный задора и беззаботного юмора, венчает этот замечательный цикл.
Квинтет си минор Брамса был вдохновлен искусством выдающегося кларнетиста Рихарда Мюльфельда, друга Брамса. В этом сочинении заметна опора на традиции музыкальной классики, что было характерно для композитора. Так, состав ансамбля повторяет выбор инструментов в кларнетовых квинтетах Моцарта и Бетховена. А в самом брамсовском музыкальном языке велико значение полифонии, которую Брамс получил «в наследство» от своего великого соотечественника Иоганна Себастьяна Баха, творчеством которого восхищался. В то же время в квинтете немалую роль играет и принцип монотематизма, разработанный уже современником Брамса Ференцом Листом.
Весь цикл пронизывает настроение задумчивости, меланхолии. Оно подчеркивается тональностью си минор, обладающей достаточно мрачным музыкальным «амплуа». С первых же тактов первой части слушателя захватывает щемящая тема у скрипок, переходящая к кларнету. Во второй части колорит несколько просветляется, в музыке угадываются интонации колыбельной и вальса. Третья часть основана на сопоставлении контрастных разделов — простодушно-напевного в спокойном движении и тревожного в темпе Presto (похожий контраст нередко можно встретить в пьесах Чайковского). Финал подводит итог всему циклу; его лейт-интонацией становится напряженный интервал уменьшенной кварты, возникший еще в самом начале произведения, в главной теме Allegro. В концерте принимают участие Светлана Микляева, Александра Репчанская (скрипка), Ольга Жмаева, Диана Кузнецова (альт), Степан Худяков (виолончель), Олег Трусов (контрабас), Михаил Меринг (кларнет), Александр Широков (фортепиано).
Оксана Вакатова