Русский салон

08.07.2021

Композиторов Алябьева, Варламова, Гурилева и их современников называют авторами «доглинкинского» периода. Подразумевается, что русская классическая музыка началась с творчества Глинки, а все, что было написано до него, было своего рода подготовительным периодом к ее будущему расцвету. Однако все вышеназванные композиторы остались в истории как создатели образцовых (и в этом смысле классических) произведений — и, прежде всего, романсов.

Александр Егорович Варламов получил основательное музыкальное образование в Петербургской певческой капелле, куда был принят еще мальчиком. На его способности обратил внимание Дмитрий Бортнянский, крупный композитор XVIII века и директор капеллы, и стал лично с ним заниматься. Музыкальная карьера Варламова внешне складывалась благополучно: начав с должности учителя певчих русской придворной церкви в Гааге, позже он становится «композитором музыки» московских Императорских театров. В кругах любителей музыки его хорошо знали и ценили как исполнителя его собственных романов и песен. При этом материальное положение Варламова всю жизнь было неустойчивым, что сказалось на его здоровье и привело к преждевременной смерти. Варламов написал немало романсов на слова известных русских поэтов — Михаила Лермонтова, Александра Пушкина, Василия Жуковского, Афанасия Фета. В нашем нынешнем концерте прозвучат «Белеет парус одинокий» на стихи Лермонтова и «На заре ты ее не буди» на стихи Фета.

Александр Львович Гурилев родился в семье крепостного музыканта, и первые уроки давал ему отец. Позднее ему удалось стать учеником знаменитого пианиста Джона Фильда; он также участвовал как скрипач в известном квартете князя Голицына (именно по заказу Голицына были созданы «русские» квартеты Бетховена). Гурилев, как и другие композиторы его времени, интересовался русским фольклором, издал сборник «Сорок семь русских народных песен». Однако его романсы основываются, в первую очередь, на городской песенной традиции. В концерте прозвучит его знаменитый «Колокольчик» на стихи Ивана Макарова, представляющий жанр «российской песни», а также элегия «Вам не понять моей печали» на стихи неизвестного автора, романс «Внутренняя музыка» на стихи Николая Огарева и песня «Право, маменьке скажу» на стихи Юзефа Масальского в переводе Николая Берга.

Михаил Лукьянович Яковлев избрал своим профессиональным занятием не музыку, а государственную службу: выпускник Царскосельского лицея, он стал сенатором (и статус тайного советника). Но еще в лицейские годы (согретые товариществом с Пушкиным и Кюхельбекером) он начал писать песни и романсы. В петербургских салонах его знали и как композитора и певца. В концерте прозвучат романсы Яковлева «Когда, душа, просилась ты» (на стихи Антона Дельвига) и «Зимний вечер» (на стихи Пушкина).

Еще один малоизвестный композитор «доглинкинской» эпохи — Петр Петрович Булахов. Он происходил из музыкальной семьи (его отец и младший брат были известными певцами). Его дочь также стала оперной певицей. При жизни Булахова были очень популярны его романсы «Тройка», «Вот на пути село большое», «Девица-красавица» и другие. В программу нашего концерта вошли его сочинения «Колокольчики мои» (на стихи Алексея К. Толстого) и «Свидание» (на стихи Николая Грекова).

Первое отделение венчает камерная вокальная лирика Александра Сергеевича Даргомыжского (хронологочески следующего уже после Глинки). Он внес существенный вклад в развитие русского романса, обогатив его речевыми, декламационными интонациями, максимально точно передающими смысл положенных в основу стихов. При этом в его лучших сочинениях звучит выразительная вокальная кантилена в духе Глинки. В концерте будут исполнены романсы Даргомыжского «Ночной зефир струит эфир» и «Я здесь, Инезилья» на стихи Пушкина, «Расстались гордо мы…» на стихи Василия Курочкина и другие.

Все второе отделение концерта будет посвящено сочинениям Михаила Глинки. Артисты Большого исполнят романсы «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Я здесь, Инезилья» на стихи Пушкина, а также «Жаворонок» на стихи Нестора Кукольника, «Не искушай меня без нужды» (Евгения Баратынского), «Венецианская ночь» (Ивана Козлова).

В концерте примут участие Светлана Лачина, Анастасия Сорокина, Анна Шаповалова (сопрано), Алина Черташ (меццо-сопрано), Бехзод Давронов (тенор), Андрей Потатурин (баритон), Даниил Акимов (бас). Партию фортепиано исполняет заслуженный артист России Александр Гиндин. Концерт ведет Ирина Башкирева.

Оксана Вакатова