К жанру камерной вокальной миниатюры Петр Ильич Чайковский обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Первые романсы им были написаны почти в отрочестве, в период обучения в училище правоведения, последние – в 1893 году, последнем в его жизни. Его перу принадлежит более ста романсов и песен для голоса в сопровождении фортепиано. Большинство объединены в группы – опусы из нескольких сочинений, составляющие которых хоть и не складываются, как у многих других авторов, в явный цикл, но обладают несомненным внутренним единством. Все они тесно связаны с его творчеством в других, гораздо более крупных жанрах: многие мотивы, нашедшие отражение в романсах, впоследствии получили существенное развитие в других сферах, вплоть до оперы и симфонии.
Романсы Чайковского имеют ряд «прототипов». Один из основных – городской бытовой романс, в атмосфере которого также сложилось романсовое творчество Глинки и Даргомыжского. Чайковский никогда не скрывал, что его до глубины души трогала городская лирика, простая, безыскусная и очень чувствительная. «Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева, — признавался он. — А по отзыву знатоков это верх пошлости». Одной из особых черт романсов Чайковского, их изюминкой стало виртуозное балансирование на грани изысканности и чрезмерности, искренней простоты и простоватости, интеллектуализма и надуманности, выразительности и экзальтации. Элементы бытовой городской лирики приобретают у него благородство и достоинство, и музыка трогает даже самое «холодное» сердце.
Конечно, бытовой романс был отнюдь не единственным истоком. Другими «источниками» стали и опыт гениальных предшественников (все тех же Глинки и Даргомыжского), вознесших жанр романса на небывалую художественную высоту, и немецкая романтическая Lied – здесь особенно близким оказался Роберт Шуман с его страстностью на грани кипения, контрастирующей с мечтательностью и «уходами в себя».
Круг поэтов, к которым обращается Чайковский, весьма своеобразен и очень показателен. Большая часть романсов написана на стихи русских поэтов XIX века, многие из которых были современниками композитора, – А. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Апухтина, А. Плещеева, Л. Мея, Д. Ратгауза и других, а также западноевропейских романтиков – Г. Гейне, И. В. Гете. Также выделяются романсы на стихи автора, скрывавшегося за псевдонимом К.Р., – великого князя Константина Николаевича Романова, разносторонне творческого человека, всерьез занимавшегося и поэзией, и музыкой (его переписка с Чайковским– пример интереснейшего эпистолярного наследия эпохи). Некоторые романсы написаны Чайковским и на собственные стихи – под робким псевдонимом N.N. Возможно, они и лишены высоких художественных достоинств, но по-детски искренни и трогательны. Как ни странно, в вокальной лирике Чайковского не представлен поэт, перед которым он преклонялся и произведения которого легли в основу двух его знаменитых опер («Евгений Онегин» и «Пиковая дама»), то есть Александр Сергеевич Пушкин. Причиной, вероятнее всего, послужила своего рода «психологическая несовместимость»: стихи Пушкина принадлежали золотому веку поэзии, отличаясь гармонией, стройностью, «философичностью», в то время как Чайковский был уже героем совсем другой эпохи. Сумрачные настроения, тоска, томление, космическое одиночество и неясные ожидания в сочетании с особой исступленной эмоциональностью все же находили отражение именно в стихах современников Чайковского. Восторгаясь гармоничной стройностью и «уравновешенностью» поэзии Пушкина, Чайковский не находил в себе самом этих качеств.
В первом отделении нашего концерта прозвучат Шестнадцать песен для детей – цикл (1883 г.), освещающий все творчество Чайковского теплым, ласковым, словно нездешним светом. Во время работы над этим циклом композитор отдыхал в Каменке, малороссийском имении своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В кругу ее большой семьи Чайковский, сам лишенный домашнего уюта и радости отцовства, всегда отдыхал душой. К моменту написания Песен он уже был автором Детского альбома, который посвятил одному из своих племянников – Володе, или, как его называли дома, Бобу Давыдову. Пожалев мальчика, который без интереса играл на фортепиано скучные упражнения, он решил подарить ему новый сборник, который, с одной стороны, технически был бы доступен любому маленькому музыканту, а с другой, включал бы в себя яркие, увлекательные пьесы на самые «животрепещущие» для ребенка темы. В отличие от Детского альбома, Шестнадцать песен предназначены не для исполнения, а для слушания детьми. Возможно, именно поэтому многие из стихов, выбранных Чайковским, содержат некоторый элемент поучительности, наставничества. Большинство из них принадлежат перу А. Плещеева, другие представляют собой выполненные им переводы. Дополнены они стихотворениями поэта-самоучки И. Сурикова и К. Аксакова, сына известного русского писателя и философа, детям и взрослым знакомого по сказке «Аленький цветочек».
Очевидная сюжетная связь между песнями отсутствует. Однако в сборнике прослеживаются несколько основных мотивов: сострадание, Бог, птицы, сад, весна. Мотивы весны, птиц и сада ассоциируются с детством как с началом жизни, полным сил и надежд. Сад показывается и как реально существующее место, прекрасное в своей красоте и свежести и, конечно, служащее домом для различных обитателей: жучков и мушек, чье жужжание трогательно отражено в фортепианной партии, и хвастливой сплетницы-кукушки, и доброй ласточки, радостно несущей в сени весть о приближении весны, и маленького Лизочка - девочки-Дюймовочки, которой достаточно одного листика сирени, чтобы сделать зонтик, и пушинок одного одуванчика, чтобы набить диванчик... Сад трактуется и символически, как, например, в переведенной с английского балладе «Легенда», где он трактуется как сад младенца Христа, который отдает детям все растущие в нем розы, оставив себе лишь шипы для тернового венца.
Шесть романсов op. 57 были написаны приблизительно в то же время, в 1884 году. Первый из них – «Скажи, о чем в тени ветвей» – раскрывает, пожалуй, одну из важнейших черт личности Чайковского. В стихотворении В. Соллогуба поет в тенистом саду соловей, впервые испытывает необыкновенное чувство сродни тоске и ликованию одновременно юная девушка, обращается, как к последнему пристанищу, к своим далеким воспоминаниям измученный поэт… И все они получают один и тот же ответ на свои вопросы, обращенные к мирозданию, и ответ этот – любовь.
Помимо широко известных романсов, артисты МОП исполнят также настоящие «раритеты», знакомые лишь редкому ценителю. Вокальное трио «Природа и любовь», выражающее восхищение красотой и величием окружающего мира, было написано Чайковским на собственный текст в 1870 г. специально для московского Института благородных девиц. Квартет «Ночь» стал своего рода «приношением» кумиру Чайковского – В. А. Моцарту. Он был написан в Клину в последний год жизни композитора и имеет в своей основе одну из тем фортепианной фантазии Моцарта KV 475. Далее прозвучит вечер дуэт Ромео и Джульетты из едва начатой Чайковским оперы по трагедии Шекспира. Невероятно: в самом начале своего творческого пути он создал ставшую знаменитой увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», а закончил его эскизами оперы, основанными на темах этой увертюры. Оркестровку дуэта завершил самый верный из учеников Чайковского и его преемник в Московской консерватории С. И. Танеев.
Завершит вечер интермедия «Искренность пастушки» из оперы «Пиковая дама». Казалось бы, она представляет собой прелестную пасторальную сценку, полную добросердечного юмора. Однако не все так однозначно. Действие в этот момент происходит на роскошном балу, где оказываются все герои оперы, и на фоне светских увеселений разворачивается трагедия, повернуть которую вспять уже невозможно: Герман безвозвратно сходит с ума, становясь рабом и жертвой «трех карт», а Лиза приходит к страшному умозаключению, что она отдала свою любовь и жизнь безумцу и убийце.
В концерте принимают участие Эльмира Караханова, Елизавета Нарсия, Мария Мотолыгина (сопрано), Ульяна Бирюкова, Мария Баракова (меццо-сопрано), Давид Посулихин, Арсений Яковлев (тенор), Дмитрий Чеблыков, Николай Землянских, Рауф Тимергазин (баритон), Алексей Кулагин (бас). Партию фортепиано исполняют Валерия Прокофьева, Сергей Константинов и Михаил Коршунов.
Концерт ведет Ирина Башкирева.
Наталия Абрютина