В компании кларнетов и фаготов

06.12.2017

О замечательном музыканте и человеке, Владимире Александровиче Турчанинове, вспоминают его коллеги:

«Владимир Турчанинов почти тридцать лет своей творческой жизни отдал служению Большому театру.

Он был разносторонним музыкантом, играл классику и джаз, совмещал работу в оркестре с педагогической, административной и общественной деятельностью.

Он был честным, преданным и справедливым человеком, старался всем помочь, мечтал написать книгу об истории оркестра Большого театра, музыкальных традициях, передававшихся из поколения в поколение, о великих дирижерах театра. Хотел создать в канцелярии оркестра портретную галерею выдающихся музыкантов. Не успел...»




Музыка для духовых издавна пользовалась любовью слушателей и находила себе самые разнообразные применения. Духовые инструменты были атрибутами повседневной жизни военных, звучали при дворе и на охоте, создавали атмосферу уличных празднеств… В советской России существовала традиция исполнения духовой музыки на открытом воздухе – в городских садах и парках. Сейчас услышать произведения для духовых в исполнении высокопрофессиональных музыкантов можно во многих концертных залах, например, в нашем Бетховенском зале. На сей раз будут исполнены как оригинальные произведения для одного и нескольких духовых, так и переложения вокальной и инструментальной музыки.

Оригинальное произведение для солирующего духового инструмента – романс Э. Элгара для фагота и оркестра (в концерте прозвучит переложение для фагота и фортепиано). «Родным» инструментом Элгара была скрипка, однако это не помешало ему создать сочинение для такого далекого от нее деревянного духового. В романсе Элгара фагот звучит тепло и задушевно; он действительно «пропевает» свою партию, будто певческим голосом. Виртуозные моменты здесь присутствуют, но сведены к минимуму и не обращают на себя слишком большого внимания.

В чем-то близка Романсу Элгара Меланхолическая серенада Чайковского. Она прозвучит в исполнении скрипки – как и указывал Чайковский. Подобно пьесе Элгара, произведение «разворачивается» в небыстром темпе, позволяющем насладиться красотой мелодических линий. Только срединный эпизод вносит взволнованно-приподнятое настроение, так характерное для музыки Чайковского.

В двух ариях Г. Ф. Генделя духовой инструмент – гобой – заменит человеческий голос. Первая из них – знаменитая «Lascia ch'io pianga» из оперы «Ринальдо». Ее поет Альмирена, оказавшаяся в плену у волшебницы Армиды и тоскующая о своем женихе храбром рыцаре Ринальдо. «Дай мне оплакать тяжкую долю» – так переводятся первые слова этого номера. Ария имела интересную предысторию. В первый раз ее музыка появилась в опере «Альмира» в виде сарабанды. Затем Гендель сочинил на ее основе номер для оратории «Триумф времени и правды». Наконец, она вошла в оперу «Ринальдо» с новым текстом, с которым и получила известность. Вторая ария Генделя – «Tornami a vagheggiar» из оперы «Альцина», премьера которой совсем недавно прошла на Новой сцене Большого. В опере она принадлежит Моргане, сестре злой волшебницы Альцины, правительницы острова. В ней Моргана признается в любви к Риччардо, который на самом деле является переодетой невестой рыцаря, околдованного Альциной. Несмотря на двусмысленную ситуацию, ария выражает вполне искренние чувства молодой девушки.

Патетическое трио для кларнета, фагота и фортепиано М. Глинка написал в 1832 г. во время путешествия по Италии. Премьера состоялась в Милане, где его исполнили музыканты оркестра театра Ла Скала и сам Глинка, сыгравший фортепианную партию. Трио романтично по стилю, однако в глинкинском романтизме нет надрыва, ужаса, предельных страданий. Его музыке свойственна уравновешенность, как у великих классицистов Моцарта и Гайдна; самые сильные чувства облечены у него в самую строгую музыкальную форму.

В. А. Моцарт время от времени обращался к духовых инструментам. В концерте прозвучит одно из его произведений для духового секстета – Дивертисмент си-бемоль мажор. Слово «дивертисмент» подразумевает легкую, в чем-то развлекательную музыку, и Моцарт, в принципе, не выходит здесь за рамки жанра. Однако почерк гения заметен и в этой партитуре, написанной с большим вкусом и изяществом.

Игорь Стравинский также писал музыку для духовых составов. Однако в концерте прозвучит его оркестровое произведение, переложенное для духового квинтета, – фрагменты знаменитого балета «Весна священная». Классическую часть программы дополнит музыка в стиле джаз. Прозвучит известная джазовая композиция «Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи, легендарного трубача и композитора, а также пьеса Виктора Гришина «Что ты хочешь?» («What do you want?»), где джазовые мотивы соединяются с элементами инструментального театра.

В концерте примут участие Николай Попов (флейта), Сергей Лысенко (гобой), Сергей Петров (кларнет), Алексей Бажалкин (фагот), Сергей Бобченков (фагот), Александр Кличевский (фагот), Андрей Рудометкин (фагот), Алексей Марутаев (контрфорте), Алексей Раев (валторна), Анна Рашина (скрипка), Борис Лифановский (виолончель), Владимир Стрельцов (виолончель), Арсений Безносиков (виолончель), Степан Худяков (виолончель), Наталья Виноградова (фортепиано), Марина Муравина (фортепиано), Елизавета Малашенко (фортепиано), Наталья Киселева (фортепиано), Екатерина Попкова (фортепиано), Константин Семенов (ударные).

Оксана Усова