Камерную вокальную лирику Петра Ильича Чайковского можно сравнить с лирическим дневником, в котором композитор записывал небольшие музыкальные размышления, получившие дальнейшее развитие в симфонических и оперных произведениях. В программе нашего концерта – очень популярные у меломанов романсы на стихи А.К. Толстого: «Благословляю вас, леса», «Средь шумного бала» и «Серенада Дон Жуана».
Инструментальные жанры – еще одна интереснейшая грань творчества Чайковского. Помимо большого количества сольных фортепианных сочинений, композитор писал музыку для солирующей виолончели, звучание которой благодаря ее насыщенному, лирическому тембру напоминает звучание человеческого голоса. Чайковский в своих сочинениях использовал все достоинства этого инструмента. На концерте прозвучат два переложения для виолончели и фортепиано: «Сентиментальный вальс» и «Ноктюрн», а также знаменитое Pezzo capriccioso, op. 62.
Михаил Глинка писал романсы на протяжении всей своей жизни и поднял этот жанр на небывалую ранее высоту. Композитор опирался на устоявшиеся традиции русского бытового романса XVIII века. Помимо чисто лирических произведений, создавая также и жанрово-бытовые зарисовки. Период творческой активности Глинки совпал с расцветом русской лирической поэзии. Композитор писал романсы на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, К. Батюшкова, В. Жуковского, Н. Кукольника. Вниманию слушателей описываемого концерта предлагаются самые известные и притом «разнохарактерные» романсы «отца русской музыки» «Ночной смотр» на стихи И. Х. фон Цедлица в переводе В. Жуковского, «Попутная песня», «Сомнение» на стихи Н. Кукольника и «В крови горит огонь желанья» на стихи А. Пушкина, а также ноктюрн «Разлука» в переложении для виолончели и фортепиано.
Александр Даргомыжский, как и Глинка, является основоположником русского классического романса. Ранние его опусы носят лирический характер, в иных ощущается большое влияние русского фольклора, поздние исполнены философской глубины и драматизма. Композитор обращался к поэзии А. Пушкина, А. Дельвига, М. Лермонтова, А. Тимофеева, Н. Языкова, П. Вейнберга. Владимир Маторин исполлнит романсы «Старый капрал» на стихи П.-Ж. Беранже в переводе В. Курочкина, «Ночной зефир струит эфир», «Мельник» на стихи А. Пушкина, «Червяк» на стихи Беранже в переводе В. Курочкина, «Влюблен я, дева-красота» на стихи Н. Языкова.
Вокальное творчество М. Мусоргского отличается чрезвычайно самобытным музыкальным языком и новаторскими идеями и приемами. Мусоргский в какой-то степени является продолжателем линии А. Даргомыжского в вокальных жанрах. Оперная и камерная вокальная музыка Мусоргского тесно связаны друг с другом. Композитор всемерно способствовал развитию романса: обогатил музыкальную форму, расширил тематику жанра, открыл новую эстетику изложения. Об этом писал в своей «Летописи» Н.А. Римский-Корсаков: «Мусоргский, вернувшись после летнего пребывания в деревне, привез сочиненные им удивительные «Светик Савишну» и «Гопак»... и ими открыл серию своих гениальных по своеобразности вокальных произведений...». Но одновременно с положительными отзывами в адрес Мусорского раздавались и суровые критические замечания. Настоящее признание пришло к композитору лишь после его кончины. Одной из главных тем камерной вокальной музыки Мусоргского стали перипетии крестьянской жизни, мастерское воплощение получили образы и характеры персонажей из народа. К самым масштабным произведениям Мусоргского, конечно, относятся оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Женитьба», «Саламбо»), которым композитор дал собственное жанровое определение: «музыкальная драма». Мусоргский выбирает сюжеты известнейших литературных произведений – А. Пушкина, Н. Гоголя, Г. Флобера, но либретто для всех своих опер пишет сам. В программу нашего концерта вошла знаменитая «Песня о блохе» из «Фауста» Гёте в переводе А. Струговщикова и Песня Валаама «Как во городе было во Казани» из оперы «Борис Годунов».
Завершат концерт три романса Георгия Свиридова: «Роняет лес багряный свой убор» и «Подъезжая под Ижоры» на стихи А. Пушкина и «Как яблочко, румян» на стихи П.-Ж. Беранже в переводе В. Курочкина. Вокальные жанры занимают в творчестве Г.В. Свиридова особое место. Композитор вырос в непосредственной близости к народной среде, с детства пел в церковном хоре. Что, безусловно, повлияло впоследствии на его композиторский стиль. Главными ориентирами в работе композитора были русские классики XIX века: Чайковский, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Мусоргский, Глинка. Свиридов часто рассуждал и писал о роли духовности в искусстве, неудивительно, что она стала главной чертой и его музыки.
В концерте принимает участие Арсений Котляревский (виолончель), партию фортепиано исполняет Маргарита Петросян. Концерт ведет Ирина Башкирева.
Дарья Савватеева