Программа концерта включает в себя камерные ансамбли с участием флейты одиннадцати композиторов. Вместе с музыкантами слушатели совершат путешествие по музыкальным эпохам и стилям (барокко, классицизм, романтизм, неоклассицизм, неоромантизм, авангард) и увидят, точнее, услышат, как с течением времени открывались новые выразительные возможности флейты – одного из древнейших музыкальных инструментов.
«La Follia» - так называлась последняя из двенадцати трио-сонат, опубликованных молодым Антонио Вивальди в 1705 г. Музыка этой сонаты построена на знаменитой теме испанского происхождения, к которой обращались многие композиторы на протяжении веков. В оригинале сочиненная для двух скрипок и «basso continuo», соната Вивальди существует во множестве переложений.
«Aдажио и Рондо» KV617 – последний камерный ансамбль Вольфганга Амадея Моцарта (оригинальный состав – стеклянная гармоника, флейта, гобой, альт и виолончель). Он был сочинен композитором в последний год его жизни для знаменитой исполнительницы на стеклянной гармонике Марианны Кирхгесснер.
Романтическая эпоха будет представлена переложением двух средних частей Фортепианного трио ре минор, ор.49 Феликса Мендельсона-Бартольди (в оригинале оно написано для скрипки, виолончели и фортепиано) – одного из известнейших камерных сочинений композитора.
Также прозвучит оригинальная пьеса «Воспоминание о Риги» Франца Допплера – флейтиста, композитора и дирижера середины XIX века, родившегося во Львове и впоследствии ставшего капельмейстером Венской придворной оперы. Ученик Ференца Листа, Допплер мастерски оркестровал ряд его «Венгерских рапсодий». В концерте, однако, прозвучит флейтовое переложение популярнейшей Второй рапсодии, выполненное современным венгерским флейтистом-виртуозом Яношем Балинтом.
Арнольд Бакс принадлежал к младшему поколению композиторов, творчество которых принято связывать с «английским музыкальным возрождением» - первым за двести лет существования расцветом британской музыки, пришедшемся на рубеж XIX-XX веков. В юности Бакс испытал большое влияние немецкого романтизма и французского импрессионизма. После многолетнего пребывания в России, которая оставила большой след в его душе, композитор постепенно вырабатывает собственный индивидуальный стиль. Скорбный характер Элегического трио, сочиненного в 1916 г., отражает трагические переживания автора, воочию наблюдавшего кровавое Пасхальное восстание ирландцев в Дублине и его столь же жестокое подавление.
Необычный цикл для флейты и виолончели «The Jet Whistle» (в оригинале «Assabio a Jato») – одно из поздних сочинений крупнейшего представителя бразильской музыки Эйтора Вила-Лобоса (1950 г.). Оно отличается невероятной сложностью флейтовой партии и, тем не менее, принадлежит к наиболее исполняемым сочинениям автора.
Нино Рота известен прежде всего как «кинокомпозитор», автор музыки к более чем ста пятидесяти картинам, среди которых десятки шедевров мирового кинематографа. Между тем, он успешно работал в самых различных жанрах. Его перу принадлежат оперы и балеты, мессы, симфоническая, камерно-инструментальная музыка. Трио для флейты, скрипки и фортепиано было написано в 1958 г., в период расцвета творческой деятельности итальянского мастера.
Тридцать лет назад была впервые исполнена «История танго» Астора Пьяццоллы. Ее оригинальные тембры – флейта и гитара. В четырех частях композитор символически останавливается на важнейших этапах становления танго как музыкального жанра в ХХ веке («Бордель», «Кафе», «Ночной клуб», «Концерт наших дней»). Сегодня «История танго» существует в великом множестве переложений и без нее уже трудно представить себе облик выдающегося аргентинского композитора, проложившего дорогу для танго из ночных клубов на сцены концертных залов.
Завершит концерт сочинение современного финского композитора Кайи Саариахо. Пьеса «Ноа-ноа» для флейты и электроники написана в 1992 г. для французского центра современной музыки IRCAM. Заглавие связано с одноименной книгой-дневником художника Поля Гогена, описавшего в ней свое пребывание на острове Таити. Этот остров он считал земным раем («благоуханный» - так можно перевести это таитянское слово).
В концерте участвуют артист оркестра Большого театра, победитель ряда международных конкурсов, стипендиат Фонда Владимира Спивакова и фирмы «Ямаха» Станислав Ярошевский, совмещающий работу в театре с активной концертной и педагогической деятельностью (в концерте прозвучит и его сочинение - Фантазия на темы оперы Дж. Верди «Отелло»); солистка флейтовой группы оркестра, лауреат международного конкурса Наталия Береславцева; солисты оркестра Артур Арзуманов (валторна), Софья Беляева (гобой); заместители концертмейстера Светлана Микляева (скрипка) и Алексанр Кашин (виолончель); артистка оркестра Татьяна Осколкова (арфа).
Партия альта в ансамблях Моцарта и Бакса и редкий тембр виолы д’амур в «Фолии» Вивальди прозвучат в исполнении знаменитого альтиста, лауреата международного конкурса Ю. Башмета Сергея Полтавского. Также публика услышит виолончелистку Ольгу Филатову и лауреата международных конкурсов, неоднократную обладательницу дипломов «лучший концертмейстер» Марину Белашук (фортепиано).