Моцарт - Бетховен

04.07.2017

И вновь на сцене Бетховенского зала – духовой квинтет Большого театра. Этот творческий коллектив, возрожденный совсем недавно, в 2013 г., составили лучшие музыканты-духовики оркестра Большого – Николай Попов (флейта), Сергей Лысенко (гобой), Сергей Петров (кларнет), Андрей Рудометкин (фагот), Алексей Раев (валторна). Ансамбль ведет активную концертную жизнь, выступая в залах Большого театра, Московской консерватории, Российской академии музыки им. Гнесиных и сам себя «подпитывая» новым репертуаром. Его участники создают профессиональные обработки произведений, написанных для других составов, и пишут композиции по мотивам классической музыки, среди которых, например, Фантазия на темы из оперы Чайковского «Пиковая дама» С. Лысенко и «Карнавал животных и насекомых» Н. Попова.

В очередном концерте квинтета прозвучит музыка двух венских классиков – Моцарта и Бетховена, в том числе редко исполняемая соната Моцарта для скрипки (флейты), виолончели и фортепиано до мажор, написанная им в восьмилетнем возрасте. Даже зная о необычайно раннем творческом развитии композитора, не имеющем прецедентов в истории музыки, можно только удивляться вкусу и умению, с которыми написана эта пьеса. В ней нет неловко звучащих музыкальных ходов, соблюдены пропорции частей; их строение полностью отвечает принятым в то время принципам композиции. Конечно, эта соната еще далека от того виртуозного владения ансамблевым письмом, которого Моцарт достигнет несколько лет спустя: партия виолончели здесь достаточно примитивна и может быть изъята без ущерба для общего звучания (Моцарт сам предписал исполнять ее по желанию). Однако живые, озорные музыкальные интонации, танцевальный ритм, изящные мелодические фразы делают сочинение чрезвычайно привлекательным как для слушателей, так и для исполнителей.

Трио соль мажор для флейты, фагота и фортепиано Людвига ван Бетховена также было написано композитором хотя и не в детстве, но в достаточно молодом возрасте – в двадцать пять лет. Это сочинение – образец раннего стиля Бетховена, близкого классицизму Моцарта и Гайдна. В нем еще не найти всплесков неконтролируемых эмоций и отчаянных порывов, также как и титанической работы интеллекта Бетховена-мыслителя. Вместе с тем трио никак нельзя назвать легковесным. Особенно выделяется в нем вторая, медленная часть, звучащая как скорбное раздумье или невысказанная жалоба. Элегическое настроение мелькает и в первой части – мажорном Allegro – в одной из побочных тем, написанной в миноре и порученной теплому, чуть «грустному» тембру фагота. Третья часть трио интересна с точки зрения композиторского решения. Она представляет собой вариации на мажорную тему, повторяющуюся в заключение цикла. Каждая вариация в точности сохраняет масштаб и форму темы, но вносит новое в ее фактурный, ритмический, регистровый облик. Такие «строгие» вариации были характерны для эпохи классицизма, уступив позднее место романтическим свободным вариационным циклам.

Младший современник Моцарта, Бетховен не только прекрасно знал его произведения, но и порой вступал в творческое соревнование с ним. Это можно обнаружить, сравнив два произведения – квинтет для фортепиано и духовых Моцарта и квинтет Бетховена для такого же состава и в той же тональности. Оба квинтета имеют одинаковое количество частей с близким темповым и образным соотношением: торжественная медленная, как бы вступительная, часть; основная часть в умеренном темпе с разнообразными сменяющими друг друга эпизодами; спокойное Larghetto (у Моцарта) или Andante cantabile (у Бетховена) и финальное Рондо веселого подвижного характера. Однако при всей общности в квинтетах Моцарта и Бетховена воплощены различные творческие методы. Для Моцарта более важно показать «соперничество» и ансамбль пяти разнохарактерных инструментов – главных музыкальных «героев» сочинения. Бетховена же, скорее, интересует развитие музыкальной мысли, которому подчиняется ансамблевая фактура. Общая «атмосфера» в произведениях также оказывается различной: музыка Моцарта развертывается легко и непринужденно – как бы сама по себе, плавно переходя от одной мысли к другой; в квинтете Бетховена яснее слышится целенаправленная, «упрямая» композиторская работа.

В концерте примут участие артисты духового квинтета Большого театра Николай Попов (флейта), Сергей Лысенко (гобой), Сергей Петров (кларнет), Андрей Рудометкин (фагот), Алексей Раев (валторна); партию фортепиано исполнит Виктор Ямпольский.

Оксана Усова