В первом отделении концерта «Метаморфозы мифа» прозвучат две пьесы Клода Дебюсси: миниатюра «Сиринкс» для флейты соло и знаменитая оркестровая прелюдия «Послеполуденный отдых Фавна» (переложение для камерного оркестра Михаила Цинмана). Обе посвящены мифу о боге лесов и полей Пане, преследующем прелестных лесных нимф. Одна из них, Сиринкс, чтобы спастись от погони, превратилась в тростниковый стебель. По легенде из таких стеблей возник древнейший музыкальный инструмент – флейта Пана. Пьеса «Сиринкс» была написана для балетного эпизода в спектакле Габриэля Мурея, друга Дебюсси.
Прелюдия «Послеполуденный отдых Фавна» создавалась по мотивам стихотворения Стефана Малларме. Дебюсси не стал изображать «охоту» Пана за нимфами, показанную у Малларме. По его словам, музыка рисует «следующие один за другим пейзажи, среди которых витают желания и грезы Фавна в послеполуденный зной».
Итальянский композитор Отторино Респиги объединил в одном произведении античный миф и христианский сюжет. В его «Триптихе Боттичелли» следуют друг за другом части «Весна», «Поклонение волхвов» и «Рождение Венеры», соответствующие трем шедеврам художника. Использованные в пьесе танцевальные ритмы итальянского Возрождения отсылают слушателя к эпохе, в которую жил прославленный художник.
«Психея» испанца Мануэля де Фальи написана для необычного состава – голоса, флейты, арфы, струнного трио. В нем композитор запечатлел образ Психеи, олицетворявшей у греков душу или дыхание человека.
Во втором отделении прозвучит еще один сольный номер – последняя из «Шести метаморфоз по Овидию» для гобоя Бенджамина Бриттена. В этом цикле снова появляется Пан и другие известные персонажи античности – Нарцисс, Вакх, Фаэтон. Героиня шестой части – нимфа-охотница Аретуза, обратившаяся в водный поток, когда за ней погнался речной бог Алфей.
В заключение концерта будет исполнен эпизод из балета Людвига ван Бетховена «Творения Прометея» и несколько фрагментов из оперы «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка. Балет «Творения Прометея, или Власть музыки и танца» есть плод сотрудничества Бетховена и выдающегося балетмейстера Сальваторе Вигано. Либретто основано на той версии мифа, что преподносит титана Прометея в качестве создателя первых людей. Вылепленные из глины мужчина и женщина имеют тело человека, но не обладают разумом и чувствами, которые должен пробудить в них бог Аполлон с помощью своего искусства.
О магической силе искусства «повествует» опера Глюка «Орфей и Эвридика». Согласно сюжету певец Орфей своим мастерством в пении и игре на лире усмиряет адских фурий и получает возможность проникнуть в загробный мир, чтобы вызволить оттуда свою возлюбленную Эвридику. В концерте прозвучит танец фурий и противоположный ему по настроению танец блаженных духов со знаменитой «мелодией флейты», а также не менее знаменитая ария Орфея «J’a perdu mon Euridice» – «Потерял я Эвридику».
Таково будет «путешествие» по музыкально-мифологическим мирам, в ходе которого слушатели смогут погрузиться в импрессионистскую созерцательность Дебюсси, Респиги, де Фальи, проникнуться благородством героев Глюка и Бетховена, оценить изящество мелодической пластики Бриттена. И удивиться, насколько различными оказываются художественные послания, заключенные композиторами в образы и сюжеты античных мифов – различными, но одинаково завораживающе прекрасными.
Сольные партии в концерте исполнят Ольга Кульчинская (сопрано), Василиса Бержанская (меццо-сопрано), Ярослав Абаимов (тенор) и артисты Камерного оркестра Большого театра Наталья Бреславцева (флейта), Софья Беляева (гобой), Петр Кондрашин (виолончель).