Па де де как музыка

08.12.2015

Па де де - концертная серия камерного оркестра Большого театра, организованная по инициативе руководителя коллектива, скрипача и дирижера, солиста-концертмейстера первых скрипок Михаила Цинмана. Программы концертов состоят из инструментальных дуэтов с оркестром, в исполнении которых участвуют ведущие солисты и артисты оркестра театра.

На сей раз программа включает в себя концертные произведения немецких и французских композиторов трех веков. Причем, три из четырех концертов написаны для весьма необычных сочетаний инструментов. Концерт для флейты и арфы с оркестром (1778 г.) относится ко времени пребывания Вольфганга Амадея Моцарта в Париже. По дороге во французскую столицу, где он надеялся попытать счастья как композитор и исполнитель, мечтая вырваться из опостылевшего ему провинциального окружения в Зальцбурге, молодой композитор посетил Мангейм. В то время этот немецкий городок слыл центром европейской музыкальной культуры благодаря своей легендарной капелле. Знакомство с мангеймскими инструменталистами-виртуозами вдохновило Моцарта на сочинение множества концертных произведений. Данный концерт, впрочем, сочинялся для французского аристократа, флейтиста-любителя графа А. Л. де Бонньера и его дочери, арфистки Марии Луизы Филиппины, бравшей у Моцарта уроки композиции. Однако высокородные парижане не оценили моцартовское сочинение, видимо, намного превысившее их исполнительские возможности (граф даже не удостоил композитора оплаты за обучение дочери). Концерт остался единственным сочинением Моцарта с участием солирующей арфы; ее ансамбль с флейтой делает его одним из самых оригинальных по звучанию произведений классического репертуара.

В юные годы написал Концерт для скрипки и фортепиано со струнным оркестром и Феликс-Мендельсон Бартольди (1823 г.). Его творческие способности дали о себе знать необычайнно рано – к шестнадцати годам, еще не успев прославить себя увертюрой «Сон в летнюю ночь», Мендельсон уже был автором десятков оркестровых, концертных и камерных произведений, в основном, ориентированных на классические образцы. Ко времени написания концерта четырнадцатилетний композитор виртуозно владел фортепиано и профессионально играл на скрипке. В отличие от большинства других сочинений Мендельсона юношеского периода концерт для скрипки и фортепиано исполнен подлинно романтического, мятежного духа «Бури и натиска». Многие его страницы предвосхищают музыкальные откровения скрипичного концерта и «Шотландской» симфонии, дуэт солистов подобен взволнованному, эмоциональному диалогу шумановских Флорестана и Эвсебия.

Второе отделение целиком отдано музыке ХХ века. Один из наиболее ярких представителей «группы Шести» (объединения французских композиторов 1920-х гг.) Артюр Онеггер сочинил Камерный концерт с редким сочетанием двух деревянных духовых (флейты и английского рожка) в 1947 г., возвратившись из турне по США, по заказу своей американской покровительницы Э. Кулидж. Концерт посвящен солисту Бостонского симфонического оркестра, исполнителю на английском рожке Л. Шпайеру.

Премьера прошла с участием дирижера и мецената П. Захера - вдохновителя многих музыкальных сочинений ХХ века. В те годы стиль Онеггера претерпел значительную эволюцию – от напряженного драматизма военных лет он перешел к ясности и простоте звучания, к своебразному сочетанию неоклассической структурной четкости, импрессионистической красочности (сами по себе тембры флейты и английского рожка вызывают ассоциацию с музыкой Дебюсси) и лирической исповедальности романтизма.

Последовательный приверженец «неоклассицизма» Пауль Хиндемит принадлежит к крупнейшим фигурам немецкой музыки прошлого столетия. Композитор, альтист-виртуоз, дирижер, педагог и теоретик, он овладел техникой игры на инструментах симфонического оркестра и существенно расширил камерный репертуар, сознательно сочиняя сонатные циклы и ансамбли для всех оркестровых инструментов и их разнообразных сочетаний (в том числе многочисленные ансамбли для духовых). Заказ на концерт для фагота, трубы и струнных (1949 г.) Хиндемит также получил из США (его премьера должна была состояться в рамках празднования 150-летия Академии искусств и наук штата Коннектикут).

Первая редакция концерта была двухчастной (небольшой финал композитор досочинил в 1952 г.). Концерт представляет собой характерный для Хиндемита синтез классического сонатного цикла и структуры барочного концерта. На фоне эмоционально сдержанного звучания первой части и стремительного движения финального Vivace своим экспрессивным характером выделяется вторая часть концерта (Molto Adagio – Allegro pesante), наполненная внутренними драматическими контрастами.

В концерте принимают участие солисты оркестра – заслуженный артист России Александр Калашков (скрипка), лауреаты международных конкурсов Наталия Береславцева (флейта) и Алексей Корнильев (труба), художественный руководитель проекта «Фагот+» Андрей Рудометкин (фагот) и Алла Королева (арфа); артисты оркестра – лауреаты международных конкурсов Станислав Ярошевский (флейта) и Надежда Демьянова (фортепиано), а также Александр Колосов (английский рожок). Камерным оркестром Большого театра дирижирует Михаил Цинман.