Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Дивертисмент для духовых си-бемоль мажор, KV 270
Джузеппе Камбини (1746-1825)
Духовой квинтет №3 фа мажор
Джулио Бриччальди (1818-1881)
«Фантастическое попурри» для духового квинтета на темы из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник»
Иоганн Кристиан Бах (1735-1782)
«Военный» квинтет для духовых №3 си-бемоль мажор, WB 81
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Хоральная прелюдия фа минор «Ich ruf zu dir Herr Jesu Christ», BWV 639 (переложение для духового квинтета Сергея Лысенко)
Август Клугхардт (1847-1902)
Духовой квинтет до мажор, op. 79
Квинтет духовых инструментов – один из наиболее ярких ансамблей, рожденных в недрах оркестра Большого театра в середине ХХ века и возрожденный в 2013 г. В течение двух сезонов квинтет дал ряд концертов в Бетховенском зале и на других площадках Москвы и России, а в 2014 г. презентовал свой первый компакт-диск.
На этот раз музыканты квинтета подготовили программу, посвященную истории «своего» жанра – ансамбля для пяти духовых инструментов.
Программу цементируют два произведения эпохи классицизма – один из дивертисментов В.А. Моцарта, написанный в 1777 г. для духовых инструментов, и «военный» квинтет младшего сына И.С. Баха – Иоганна Христиана («лондонского» Баха, как его звали современники), знакомство с которым юный Моцарт относил к важнейшим событиям своей жизни. Также прозвучит переложение знаменитой хоральной прелюдии фа минор И.С. Баха («Я взываю к тебе, Господь Иисус Христос») для духового квинтета, выполненное участником ансамбля Сергеем Петровым.
Однако главная интрига концерта – малоизвестные сегодня произведения, роль которых в формировании жанра духового квинтета, тем не менее, оказалась очень важна.
Легендами овеяна жизнь скрипача и композитора Джузеппе Камбини, якобы бежавшего на корабле со своей возлюбленной из родного Неаполя, захваченного в плен пиратами и освобожденного неким венецианским меценатом, любителем музыки. Бóльшую часть жизни Камбини прожил в Париже, где получил известность как композитор и музыкальный критик, а также познакомился с Глюком, Гайдном и Моцартом. Именно там были написаны его три духовых квинтета (опубликованы в 1802 г.), впервые объединившие в ансамбле четыре деревянных духовых инструмента (флейту, гобой, кларнет, фагот) и валторну.
В XIX столетии излюбленным концертным жанром становятся фантазии и попурри на темы любимых опер для различного состава инструментов. Многочисленные попурри по мотивам опер его соотечественников принадлежат перу итальянского флейтиста и композитора Джулио Бриччиальди. В программе будет исполнено «Фантастическое попурри» на темы из «Севильского цирюльника» Россини, написанное для духового ансамбля.
Завершит программу квинтет немецкого композитора и дирижера Августа Клугхардта. Ученик и друг Листа, один из первых исполнителей тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера, Клугхардт был приверженцем «веймарской» (новонемецкой) школы с ее более свободным отношением к музыкальным формам и выразительным средствам. В своем творчестве он, однако, тяготел к классическим жанрам. Сочиненный в 1898 г. и удачно синтезирующий «новаторскую» и «консервативную» традиции немецкого музыкального романтизма, Духовой квинтет до мажор является самым исполняемым произведением Клугхардта в наши дни.
Участники духового квинтета Большого театра России – лауреаты всероссийских и международных конкурсов: Николай Попов (флейта), заслуженный артист России Сергей Лысенко (гобой), композитор и аранжировщик Сергей Петров (кларнет), организатор проекта «Фагот +» Андрей Рудометкин (фагот) и лауреат премии Попечительского совета Большого театра Алексей Раев (валторна).