XIX век в европейской музыке прошел под знаком «Lied» – камерной вокальной музыки, которой отдали дань почти все великие композиторы столетия. Для русских композиторов жанры песни и романса были, с одной стороны, лирическим дневником, с другой – творческой лабораторией, экспериментальным полем для поиска новых выразительных средств, кристаллизации собственного стиля.
Если первый концерт был посвящен творчеству А. Даргомыжского, то на этот раз публика услышит музыку его ближайших последователей. Во второй половине XIX века вокруг Даргомыжского – «великого учителя музыкальной правды» (Мусоргский) – образовался круг молодых музыкантов, впоследствии гордо именовавших себя Новой русской школой (с легкой руки В. Стасова это объединение получило наименование «Могучая кучка»). Свобода и реалистичность вокальной декламации стала для них «сверхзадачей». Неудивительно, что все они столь охотно сочиняли романсы.
Создателем и душой «Могучей кучки» стал Милий Алексеевич Балакирев – уникальный музыкант, заслуги которого перед русской музыкой трудно переоценить. Композитор, пианист, дирижер, педагог – Балакирев был чрезвычайно разносторонним в своих занятиях, чего добился практически исключительно благодаря самообразованию. Для своих товарищей он долгое время оставался непререкаемым авторитетом, чьи суждения принималось на веру без возражений.
Романсы - один из главных жанров композитора Балакирева. Он сочинял их на протяжении полувека. И уже первые вокальные миниатюры конца 1850-х гг. обнаружили ряд характерных качеств его музыки, которые сохранятся и в дальнейшем, при всех эволюционных изменениях его творчества. Ему близка скорее кантилена, свойственная Глинке, нежели декламационный стиль. Кроме того, у Глинки Балакирев унаследовал и чуткое восприятие музыкальных традиций «русского Востока». С другой стороны, он насыщает музыкальную ткань новыми элементами – цыганского пения, кавказских ритмов. Романсам Балакирева будет отдано первое отделение концерта.
«Блеск, элегантность, европейская интеллектуальность, вообще черты европейского склада в характере и таланте унаследованы им от Западной Европы через посредство отца; глубокая задушевность, сердечность, красота душевных ощущений литовской национальности, столь близкой ко всему славянскому и столь родственной ему, наполняют вторую половину душевной натуры Кюи и, конечно, внесены туда матерью его», - так определял творческий облик Цезаря Антоновича Кюи выдающийся музыкальный критик Владимир Стасов. Сын наполеоновского солдата, раненного под Смоленском и осевшего в Российской империи в Вильно (ныне Вильнюс) и дочери литовского архитектора, ученик Станислава Монюшко, Цезарь Кюи обычно находится в тени более известных членов «Могучей кучки». А ведь он был первым музыкантом, сблизившимся с Балакиревым и Даргомыжским во второй половине 1850-х гг. (собственно, их дружба и положила начало Новой русской школе). Именно опера Кюи «Вильям Ратклиф» начала процесс обновления оперного жанра в России. По завещанию Даргомыжского, Кюи завершил недописанную им первую картину оперы «Каменный гость». (Подобно Бородину, Кюи совмещал музыкальную и научную деятельность: генерал-майор, профессор фортификации трех военных академий Санкт-Петербурга, он внес весомый вклад в дело строительства военных крепостей на западных рубежах России). В довершение ко всему, он в течение более чем сорока лет писал еще и музыкально-критические статьи.
Мастер лирической миниатюры, Кюи оставил наиболее ценное наследие в области вокальной лирики (им написано около четырехсот романсов на тексты разных поэтов). К этому жанру композитор обращался на протяжении всего своего творческого пути. Будучи тонким ценителем поэтического слова и обладая безупречным вкусом, Кюи добился высшего мастерства в сфере вокальной декламации, передачи малейших оттенков настроения текста. В этом он продолжил традиции Даргомыжского и Балакирева. Лишь немногие из романсов Кюи («Сожженное письмо», «Царскосельская статуя», «Эоловы арфы») не выпали в наши дни из концертного репертуара. Публике представится редкая возможность услышать и гораздо более редко исполняемые сегодня сочинения.
Уже будучи зрелым, сформировавшимся художником, обратился к жанру романса Александр Порфирьевич Бородин. Последний из примкнувших к «Могучей кучке» молодых музыкантов, он начал систематические занятие с Балакиревым в начале 1860-х гг., вернувшись на родину после научной стажировки в Европе и защитив диссертацию по химии (при этом он самостоятельно изучил ряд музыкально-теоретических пособий, уже был автором нескольких камерно-инструментальных сочинений). Получив кафедру в Медико-хирургической академии Петербурга, Бородин параллельно начал работу над Первой симфонией. В конце 1860х гг. были написаны и первые романсы композитора.
Шестнадцать вокальных миниатюр Бородина – «целый непрерывный ряд истинных chef d'oeuvre'ов красоты, страстности, выразительности, талантливейшей декламации и оригинальных, своеобразных форм» (Стасов). Здесь и эпические «сказки» («Спящая княжна», «Морская царевна» на собственные слова), драматический монолог на пронзительные стихи Гейне («Отравой полны мои песни») и близкий к нему «психологический этюд» «Фальшивая нота» (на слова композитора), «Арабская мелодия», наделенная томной восточной вязью, сатирическая «Спесь», шуточная прибаутка «У людей-то в дому» и, наконец, пушкинская элегия «Для берегов отчизны дальней» с ее возвышенной скорбью. В каждом из романсов по-своему отражена натура композитора ¬– удивительно цельная и гармоничная.
В концерте участвуют шестнадцать артистов Молодежной оперной программы –Анастасия Барун, Марта Данусевич, Руслана Коваль, Утарида Мирзанова, Елизавета Улахович, Евгения Асанова, Василиса Бержанская, Вадим Волков, Вадим Бабичук, Дмитрий Мицу, Тарас Присяжнюк, Гиорги Стуруа, Андрей Кимач, Александр Киреев, Годердзи Джанелидзе, Владимир Комович.
Программа подготовлена молодыми артистами под руководством Ларисы Гергиевой – народной артистки России, Украины, Северной и Южной Осетии, художественного руководителя Академии молодых певцов Мариинского театра. Партию фортепиано исполнят концертмейстер молодежной программы, лауреат международных конкурсов Сергей Константинов и пианистка Валерия Прокофьева.
Концерт ведет музыковед Ирина Башкирева.