Идейным вдохновителем и организатором фестиваля стал хорошо знакомый слушателям Бетховенского зала пианист, артистический директор Московского союза музыкантов заслуженный артист России Алексей Гориболь – постоянный участник камерных концертов Большого театра.
Главная идея фестиваля – составить своеобразную антологию камерных инструментальных и вокальных сочинений Шостаковича, представив ее в не совсем обычных ракурсах. В монументальных полотнах своих симфоний композитор запечатлел «проклятые вопросы» эпохи, думы и чаяния своего поколения. Камерная же музыка Шостаковича в большей мере раскрывает его внутренний мир со всеми сложностями и противоречиями. Причем большинство камерных сочинений написаны в расчете на конкретных исполнителей либо посвящены близким друзьям. Но сколь многообразным и всеобъемлющим оказывается Шостакович в «субъективных» откровениях своей камерной музыки!
Первый концерт (5 октября) пройдет под знаком «музы пламенной сатиры», которой никогда не чуждался Шостакович. Начав путь «композитора-сатирика» с «Басен Крылова» и закончив его «Четырьмя стихотворениями капитана Лебядкина», композитор сделал элементы гротеска, пародии, «пустосмешества» важнейшей составляющей своего музыкального языка (напомним, что «трагедия-сатира» была подзаголовком первой редакции оперы «Леди Макбет Мценского уезда»).
«Мне не чужды и веселые переживания», — это высказывание Шостаковича относится к «Сатирам на стихи Саши Черного», соч. 109 (1960 г.), которые откроют концерт. Замысел сочинения возник благодаря долгожданному выпуску сборника стихотворений поэта, надолго преданного забвению при советской власти. В этом цикле, который должен исполняться без перерыва и требует от исполнителя незаурядных артистических способностей, Шостакович не только пародирует популярные жанры музыкального быта начала ХХ века (вальс-бостон, галоп, марш), но и показывает в «кривом зеркале» классические «шлягеры» (романс «Весенние воды» Рахманинова, арию Ленского, есть намеки на «Крейцерову сонату» Бетховена). В то же время центральная песня «Сатир» («Потомки») под маской «шарманочного» вальса содержит едва скрытый драматизм. Цикл негласно посвящен горячей пропагандистке творчества Шостаковича Галине Вишневской.
Упомянутые выше «Стихотворения капитана Лебядкина», соч. 146 (1974 г.), взятые из романа Достоевского «Бесы», стоят особняком среди поздних произведений композитора. Однако незримые нити связывают их с первым крупным сочинением композитора – близкой к эстетике «Обэриутов» оперой «Нос», написанной в конце 1920-х гг. Не случайно представители этого направления (одного из них, Николая Олейникова, Шостакович рассматривал как потенциального оперного либреттиста) чуть ли не всерьез называли капитана Лебядкина своим поэтического учителем.
В заключение концерта прозвучит «Антиформалистический раек». Сочинение изначально писалось «в стол» – и впервые широкая публика услышала его целых сорок лет спустя. Исполненная едкого гротеска пародия на все, что происходило в советской музыке после 1948 г. (а персонажи Единицын и Двойкин слишком прозрачно символизируют Сталина и Жданова), построенная на музыкальных и словесных цитатах, эта музыка приоткрывает истинное отношение автора к событиям, в которых ему самому была навязана роль «кающегося грешника». Воистину он мог передать трагедию через сатиру!
Роль контрастного «трио» в трехчастной форме этого концерта сыграют популярные отрывки из музыки Шостаковича к кинофильмам, а также полные остроумного изящества «Элегия» и «Полька» для струнного квартета. Будут также исполнены фрагменты из сборника «Песни фронтовых дорог» (обработки песен И. Дунаевского и других авторов), составленного Шостаковичем в военные годы.
Вокальные произведения Шостаковича исполнят солисты оперной труппы театра Ольга Кульчинская, Максим Пастер и постоянный приглашенный солист Большого заслуженный артист России Петр Мигунов. В концерте примут участие солисты оркестра – концертмейстер группы виолончелей Петр Кондрашин, заместитель концертмейстера группы первых скрипок Александр Майборода, артисты оркестра Алексей Колбин и Дмитрий Усов, а также Алексей Гориболь и Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева.
Второй концерт (12 октября) откроют «Романс» из музыки к кинофильму «Овод» (1955 г.) и Адажио из балета «Светлый ручей» (1935 г.). Эти страницы светлой безоблачной лирики, нечастой в творчестве Шостаковича, обрели поистине всенародную популярность.
Совсем другой образный строй присущ фортепианному Трио №2 («Памяти И.И. Соллертинского), соч. 67 (1944 г.). Боль утраты внезапно умершего ближайшего друга (выдающегося искусствоведа и музыкального критика), трагедия потери близких, которую пережила в те годы почти каждая советская семья, – музыка трио словно синтезирует чувства «субъективные» и всеобщие. Кульминация приходится на третью часть – Пассакалию (жанр барочной музыки, после Восьмой симфонии прочно вошедший в творческую лабораторию Шостаковича); а следующий за ней финал, в котором звучат элементы еврейского фольклора, воспринимается как своего рода трагическая «пляска смерти».
Второе отделение концерта отдано вокальной музыке. Романсы на стихи английских поэтов в переводе С. Маршака и Б. Пастернака, соч. 62 были также написаны в годы войны (премьера состоялась осенью 1942 г. в Куйбышеве – солисту Большого театра СССР Александру Батурину аккомпанировал автор). Каждый из шести романсов посвящен близким друзьям композитора – жене Н.В. Шостакович, коллеге В.Я. Шебалину, ученику Г.В. Свиридову, композитору и общественному деятелю Л.Т. Атовмьяну, музыковеду, профессору Ленинградской консерватории И.Д. Гликману. И. И. Соллертинскому автор посвятил музыкальное переложение 66-го сонета Шекспира – проникновенную исповедь, исполненную горечи и одновременно глубокой преданности другу (Измучась всем, не стал бы жить и дня! Да другу будет трудно без меня...). Три романса написаны на стихи Роберта Бернса; музыку одного из них («Макферсон перед казнью») Шостакович процитирует в Тринадцатой симфонии.
Завершит концерт цикл романсов на стихи Блока, соч. 127 (1967 г.). Этот цикл, названный автором «Семь стихотворений Блока», написан для необычного состава – голоса и фортепианного трио. Однако все исполнители объединяются лишь в последней части цикла («Музыка»), в других романсах голосу аккомпанирует один или два инструмента. Драматургический стержень блоковского цикла образует контрастная пара стихотворений: «Город спит» (№4) в форме пассакалии, написанная в приглушенных тонах, и исполненный драматический страстности монолог «Буря» (№5, название части, вызывающее ассоциацию с пьесой Шекспира, принадлежит Шостаковичу).
В концерте примут участие солистка театра народная артистка России Елена Зеленская, приглашенный солист заслуженный артист России Петр Мигунов, концертмейстер группы виолончелей оркестра театра Петр Кондрашин и заместитель концертмейстера группы первых скрипок Александр Майборода. Партия фортепиано – Алексей Гориболь.
Заключительный концерт (20 октября) откроет одно из самых «классических» камерных произведений Шостаковича – Фортепианный квинтет, соч. 57 (1940 г.). Впервые прозвучавший в исполнении автора и Струнного квартета им. Бетховена, он положил начало многолетнему творческому содружеству композитора с этим выдающимся коллективом. К тому времени Шостакович достиг непревзойденных вершин в симфоническом и оперном жанрах. А этот квинтет стал его первым серьезным достижением в жанре музыки камерно-инструментальной. Публика и критики проявили редкое единодушие. Скептически настроенный к творчеству Шостаковича Сергей Прокофьев назвал квинтет «замечательным произведением», отметив умение автора «взвешивать каждую ноту». В данном случае не заставило себя ждать и признание власти, отметившей произведение Сталинской премией I степени. Своеобразный тон этому пятичастному сочинению задает открывающий его «миницикл» - Прелюдия и фуга.
Тем не менее, монументальный замысел квинтета не затмил достоинств Первого струнного квартета, соч. 49, законченного двумя годами ранее. Возможно, сам автор еще не предполагал, что этот непритязательный домажорный цикл, исполненный безоблачной ясности, сочиненный в прозрачной и легкой фактуре, станет началом фундаментального «макроцикла» длиною в жизнь – пятнадцати квартетов, каждый из которых будет приоткрывать новую грань его творческой лаборатории.
«Всякая народная музыка прекрасна, но еврейская — уникальна... не устаю восхищаться... ее многогранностью: она может казаться радостной, будучи трагичной. Почти всегда в ней — смех сквозь слезы. Это качество еврейской народной музыки близко моему пониманию того, какой должна быть музыка вообще. В ней всегда должны присутствовать два слоя». Это высказывание Шостаковича достойно быть эпиграфом к циклу «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, меццо-сопрано, тенора и фортепиано, соч. 79.
В начале 1948 г. композитору попалась книжка переводов еврейских народных песен; однако работа над новым циклом совпала с массовой кампанией государственного антисемитизма (борьбы с «безродными космополитами»), жертвами которой стали многие выдающиеся деятели советского искусства и науки. В это же время печально известным постановлением «Об опере «Великая дружба» Мурадели» начинается новая, инициированная сверху травля Шостаковича за «формализм». Казалось бы, это делало совершенно невозможным исполнение подобного цикла (его премьера состоялась только в 1955 г.). С другой стороны, переживания автора отразились в музыке пронзительной остротой сочувствия невинным жертвам. Последние три песни выпадают из общей звуковой ауры цикла: в условиях советской цензуры необходимо было уравновесить его трагические страницы показом «счастливой жизни» евреев в стране советов. Впрочем, заключительные слова финальной песни («Врачами стали наши сыновья!») невольно отозвались трагической иронией, напомнив о «деле врачей»...
В заключительном концерте фестиваля участвуют солистки оперной труппы Анна Аглатова, Светлана Шилова и приглашенный солист Борис Рудак; а также концертмейстер группы виолончелей Петр Кондрашин, заместитель концертмейстера группы первых скрипок Александр Майборода, артисты оркестра Алексей Колбин и Дмитрий Усов. Партию фортепиано исполнит Алексей Гориболь.