Солисты оркестра Большого театра играют Баха

13.04.2016

«И. С. Бах – такой гигант, что воспринимается не как личность, а как мощная творческая лаборатория, в которой перековывались все творческие навыки, стили, тенденции и искания музыки его времени».

Камерные концерты с программами из сочинений И.С. Баха становятся доброй традицией Большого театра, в стенах которого Бах раньше был редким гостем, ведь композитор не написал ни одной оперы… (впрочем, это не помешало Большому в свое время обзавестись полным комплектом исторически первого собрания сочинений Баха, издававшегося в 1850-1900-е гг. Баховским обществом – он до сих пор хранится в Редком фонде нотной библиотеки театра).

На этот раз концерт посвящен жанру ансамблевого концерта. Бóльшая часть инструментальной и оркестровой музыки была им создана в период жизни в Кётене (1717-1723), когда Бах был лишен возможности писать для органа и церковной службы, но получил в свое распоряжение превосходную инструментальную капеллу.

Бранденбургские концерты были преподнесены Бахом маркграфу К.Л. Бранденбург-Шведтскому в 1721 г. Они сочетают в себе черты барочных «concerti grossi» с приметами сонатно-симфонических циклов нового времени. Каждый концерт выделяется своей группой солистов, вступающих в «диалог» с многослойной, насыщенной контрапунктическим развитием оркестровой фактурой.

Открывающий программу Второй концерт (фа мажор, BWV1047) написан для шести солирующих инструментов - флейты, трубы, гобоя, скрипки и двух альтов (во второй части труба не используется). Элегическую медленную часть (Andante) обрамляют два энергичных, жизнерадостных Allegri.

Также прозвучат концерты Баха для двух (ре минор, BWV1043) и для трех (ре мажор, BWV1064R) скрипок с оркестром. Двойной скрипичный концерт принадлежит к числу популярнейших инструментальных произведений Баха. Он входил в репертуар крупнейших скрипачей ХХ века. Сам композитор включил его в один из концертов лейпцигского «Collegium musicum» в 1730 г. (хотя написан концерт мог быть гораздо раньше, в кётенский период), а в 1739 г. обработал его для двух клавесинов. В редакции для трех клавесинов сохранился и тройной скрипичный концерт - его предполагаемый утерянный «оригинал» был восстановлен уже в ХХ столетии.

Завершит концерт последняя из четырех «Увертюр» (Сюит) для оркестра (ре мажор, BWV1069). Точная дата ее написания неизвестна (автограф не сохранился). Судя по тому, что ее первая часть была использована в рождественской кантате «Unser Mund sei voll Lachens» (BWV110, 1725 г.), она была также написана в Кётене. Особо торжественный характер придает сюите звучание труб и литавр в открывающей ее Увертюре. Затем следуют три номера танцевального характера – и вот финал: «Réjouissance» (фр. «развлечение») – необычная пьеса скерцозного характера, причудливый облик которой вновь позволяет говорить о предвосхищении Бахом новой музыкальной эпохи.

Ансамблевые концерты Баха прозвучат в исполнении солистов-концертмейстеров оркестра Большого театра – заслуженного артиста России Александра Калашкова и Михаила Цинмана, заместителя концертмейстера Светланы Микляевой, артистов оркестра Алексея Колбина и Романа Филиппова (скрипки); а также солистов оркестра Галины Эрман (флейта), Софьи Беляевой (гобой) и Андрея Икова (труба).
Камерным оркестром Большого театра дирижирует Михаил Цинман.