Струнные принадлежат к числу самых универсальных музыкальных инструментов. Музыкальная культура практически любого народа «знает» ту или иную их разновидность. В европейском оркестре наибольшую значимость получили четыре струнных смычковых инструмента – скрипка, альт, виолончель и контрабас. Эти же инструменты часто становятся «героями» сольных и ансамблевых опусов.
В программе концерта прозвучат сочинения, написанные композиторами, многие из которых и сами были виртуозными исполнителями – как, например, бельгийский скрипач Эжен Изаи. Он начал учиться музыке, когда ему было четыре года, а в семь лет уже играл в театральном оркестре. Учителями талантливого юноши стали знаменитые скрипачи Рудольф Массар, Генрик Венявский, Луи Вьетан. Долгое время Изаи был лишь музыкантом оркестра, и только по настоянию Антона Рубинштейна начал в конце концов сольную карьеру. К нему быстро приходит известность. Восхищенные его исполнительским искусством, Изаи посвящают свои произведения Дебюсси, Франк, Сен-Санс, Форе. Сам Изаи также сочиняет музыку – и больше всего, разумеется, для скрипки. В концерте прозвучит одно из его поздних и наиболее новаторских произведений – Третья соната (Баллада) ре минор из цикла «Шесть сонат для скрипки соло» (1923). Цикл создавался как «ответ» И. С. Баху, сочинившему цикл сонат и партит для солирующей скрипки, который тоже состоял из шести произведений. Сонаты Изаи сильно отличаются друг от друга по стилю и форме. Третья – самая известная из всех – написана достаточно жестким гармоническим языком. Ее зерно составляет краткий и энергичный мотив из нисходящих по хроматизмам терций. Он неоднократно звучит на протяжении сонаты, напоминая ярко вспыхивающий маяк посреди диссонансных нагромождений.
Изаи посвятил Третью сонату своему коллеге – румынскому скрипачу и композитору Джордже Энеску. В концерте прозвучит сочинение и этого композитора – монументальный Струнный октет (1900). Энеску, как и Изаи, был концертирующим скрипачом. Однако не ограничивал себя только одним инструментом, прекрасно владея игрой на фортепиано и искусством дирижирования. В октете, безусловно, сказался опыт Энеску-дирижера: масштаб сочинения превосходит рамки камерной ансамблевой музыки. Сам Энеску указал в «предисловии», что этот октет может исполняться струнным оркестром. Сочинение состоит из четырех частей, идущих без перерыва. По замыслу автора он может рассматриваться и как одночастное произведение, по структуре напоминающее первую часть симфонического цикла с ее четырьмя разделами (главная, связующая, побочная и заключительная партии). По музыкальному языку – это типичное произведение начала XX века. В нем свободно и в большом количестве употребляются диссонансы, создающие высокий уровень напряженности звучания; большую роль играют полифонические соединения. Эти особенности делают октет не самым легким произведением для исполнения. Возможно, поэтому он пока звучит на эстраде не очень часто.
Третья соната Изаи и октет Энеску – при всем их новаторстве – «отталкиваются» от романтического стиля XIX века. Соната для скрипки и виолончели Мориса Равеля, написанная в те же десятилетия, обращена к более ранней, классической эпохе. Ее строение – традиционный четырехчастный цикл с обычным соотношением частей (подвижные крайние части, скерцо в качестве второй части и медленная третья часть). Свежесть звучанию придает редкое сочетание двух солирующих струнных, а также политональные наслоения в гармонии и оригинальные танцевальные ритмы, заимствованные из баскского фольклора.
Испанские, баскские темы – частое «явление» в творчестве Равеля, баска наполовину. Звучит она и у его ученика – композитора и виолончелиста Гаспара Кассадо, уроженца Каталонии. Гаспар был еще школьником, когда его игру на концерте в Барселоне услышал Пабло Казальс. Знаменитый виолончелист сразу оценил талант мальчика и взял его к себе в ученики. Так Кассадо оказался в Париже, где, кроме занятий с Казальсом, он брал уроки композиции у Равеля. Большинство сочинений Кассадо написаны для его инструмента или для ансамбля с его участием. В концерте прозвучат две части из сюиты Кассадо для виолончели соло. Первая из них – Сарсада. Так называется национальный танец каталонцев, исполняемый в хороводе. В следующей части (финал сюиты), обозначенной как «Интермеццо и танец», также звучат национальные испанские ритмы, хотя им и не дано конкретного жанрового обозначения.
Моцарт не был концертирующим виртуозом-скрипачом или тем более виолончелистом. Как исполнитель он творил свои чудеса за клавиром. Однако владел игрой и на струнных смычковых – скрипке и альте. Именно для этих двух инструментов написан его Дуэт соль мажор. Это сочинение в очередной раз демонстрирует мастерство Моцарта-инструменталиста: всего при двух партиях, преимущественно одноголосных, ему удается создать наполненное и постоянно меняющееся звучание. Здесь есть место и выразительной «струнной» кантилене, и виртуозным моментам, и весело «пританцовывающей» теме в финале дуэта.
В концерте принимают участие Ашот Гаспарян (скрипка), Александр Калашков (скрипка), Александр Майборода (скрипка), Владлен Оганесянц (скрипка), Артем Руденко (скрипка), Никита Сухих (скрипка), Игорь Цинман (скрипка), Иван Саенко (альт), Алексей Яненко (альт), Арсений Безносиков (виолончель), Александр Кашин (виолончель).
Оксана Усова