«Деревенские музыканты»

28.01.2016

Представим себе, что четверо музицирующих крестьян времен Моцарта решили сыграть вместе. Причем, не ради какого-нибудь танца или банальной серенады – почему бы им не исполнить самую настоящую «симфонию», сочиненную по этому случаю одним из их товарищей (несомненно, более «ученым», чем другие)! Правда, для этого придется позвать духовые, но стоит объяснить им, когда вступать, – и все выйдет замечательно!

Одна из самых забавных «музыкальных шуток» Моцарта - Дивертисмент для струнных и двух валторн Фа мажор KV522 (оригинальное название «Ein musikalischer Spaß»), написанный в Вене в 1787 г., – станет центральным номером концерта Камерного оркестра Большого театра.

Нелепые нагромождения аккордов и «топорные» модуляции в первой части, фальшь незадачливых валторнистов в Менуэте, солист-скрипач, сорвавшийся со струны в Adagio, полная неразбериха в самом конце финала, как будто музыканты так и не договорились, где и в какой тональности заканчивать игру… Склонный к шутовским проделкам Моцарт не столько насмехался над музыкантами-любителями (названия «Деревенская симфония» или «Секстет деревенских музыкантов» появились уже после смерти композитора), сколько создал полную остроумного изящества пародию на композиторов-дилетантов, но претендующих, однако, на большую «ученость» и вообразивших, что симфонию в четырех частях написать ничуть не сложнее, нежели сочинить танцы для невзыскательной публики воскресного кабачка. Местами тонкая, местами грубоватая, ирония нигде не изменяет свойственному Моцарту чувству меры.

«Деревенский» Дивертисмент Моцарта дополнят сочинения композиторов других эпох, которые также вполне на своем месте в подобной программе.

Вторая из оркестровых Серенад Иоганнеса Брамса (соч. 16, ля мажор) была написана в 1859 г., спустя год после первой, и впервые прозвучала на родине композитора в Гамбурге. Изначально предполагая полный оркестровый состав, Брамс позже (в 1875 г.) переработал ее для «малого» оркестра с парным составом деревянных духовых и двумя валторнами (главная отличительная деталь Второй серенады – полное (!) отсутствие скрипок). Видимо, композитор понял, что камерное звучание лучше раскрывает характер серенады, которая выделяется среди других, романтически-«вертерианских» сочинений молодого Брамса близостью к классической венской традиции уличных серенад.

Серенада имеет пятичастную структуру; элегическую среднюю часть – драматургический центр цикла, в котором уже угадываются глубокие, проникновенные Adagio позднего Брамса – обрамляют энергичное Скерцо и овеянный сдержанной светлой грустью «Quasi Menuetto».

Две рапсодии для скрипки с оркестром Белы Бартока была закончены в 1928 г. Первая, посвященная выдающемуся венгерскому скрипачу Жозефу Сигети, написана в традиционной для жанра «вербункош» двухчастной форме. Ее многочисленные, сменяющие друг друга темы и гармонический колорит погружают слушателя в атмосферу деревенской музыки Венгрии и Трансильвании. В духе народного музицирования трактована и партия солирующей скрипки. Соло на скрипке исполнит концертмейстер группы скрипок оркестра Большого театра, заслуженный артист России Александр Калашков.

Дирижирует концертом концертмейстер оркестра, создатель и вдохновитель Камерного оркестра Большого театра Михаил Цинман.