Оркестр Большого в лицах: вариации на тему альта

09.02.2016

В автобиографическом романе «Жизнь музыканта» композитор Карл Мария фон Вебер описывает приснившийся ему «фантастический сон» - спор музыкальных инструментов, недовольных его новой симфонией. Каждый претендовал на свою, особую роль в оркестре, но когда осмелился подать свой голос альт, ему все дружно ответили: «Ах, да о вас вообще не приходится говорить!»

В течение многих столетий альт (древнейший из современных струнных инструментов, пришедший на смену барочной «виоле», создание Антонио Страдивари и обладатель глубокого, насыщенного тембра) был «на вторых ролях». Крупные композиторы прошедших эпох редко писали для него сольные и концертные произведения. В камерной и оркестровой музыке партии альта, как правило, отводилась аккомпанирующая роль. В ХХ веке положение этого инструмента заметно изменилось. Интерес среди композиторов и публики существенно возрос, что способствовало появлению выдающихся исполнителей. Сегодня отечественная «альтовая школа» по праву занимает одно из первых мест в мире.

Сочинения композиторов ХХ века (оригинальные и альтовые переложения) составят стержень программы концерта в Бетховенском зале, в котором альтисты оркестра Большого театра продемонстрируют свое мастерство сольной и ансамблевой игры.

В концерте участвуют солисты оркестра, концертмейстеры группы альтов - лауреат международных конкурсов Ольга Жмаева, лауреат международных конкурсов, стипендиат фонда «Русское исполнительское искусство» Михаил Ковальков и Илья Соколов; артисты оркестра – Наталья Саблина, Татьяна Файн и дипломант международного конкурса Алексей Яненко.

Английский альтист, композитор и дирижер Фрэнк Бридж известен, прежде всего, как учитель классика британской музыки Бенджамина Бриттена (посвятившего ему знаменитые «Вариации на тему Ф. Бриджа»). Между тем, сам Бридж был одним из лучших учеников основателя «английского музыкального возрождения» Ч. Стэнфорда и сыграл важную роль в формировании профессиональной композиторской школы своей страны на рубеже XIX-XX веков.

Бридж был не только композитором и педагогом, он также играл в струнных квартетах, дирижировал спектаклями театра Ковент Гарден. «Ламент» - вторая пьеса из мини-цикла для дуэта альтов, написанного в 1911-12 гг.(в эти же годы Бридж работал над прославившими его сочинениями – оркестровой сюитой «Море» и «Коронационным маршем»). Характер и название пьесы апеллируют к распространенному в эпоху раннего барокко жанру «lamento» (плач), которому отдали дань и английские композиторы XVI-XVII веков.

Одним из крупнейших альтистов-виртуозов своего времени был и мастер немецкой музыки ХХ столетия Пауль Хиндемит. Он специально обучился играть на всех оркестровых инструментах, профессионально играл на струнных, но музыка для альта занимает в его обширном инструментальном наследии особое место. Соната для альта соло (соч. 11 №5) замыкает масштабный «опус 11», составленный из сонат для струнных и сочиненный в 1919 г., в период наивысшей активности творческой и исполнительской деятельности молодого музыканта. Две альтовые сонаты, включенные в опус (также Соната для альта и фортепиано соч.11 № 4), знаменуют окончательный выбор, сделанный Хиндемитом-исполнителем в пользу этого инструмента (в течение ряда лет он играл в оркестрах и камерных ансамблях на скрипке). Музыка сонаты, наряду с терпким звучанием «ультрамодерновых» диссонансов, свидетельствует о прочной связи Хиндемита с многовековой немецкой традицией камерного музицирования.

В наше время концертный и камерный репертуар альта обогатился, в том числе, благодаря многочисленным переложениям, выполненным выдающимися исполнителями, избравшими этот инструмент. В концерте прозвучат четыре пьесы из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в обработке для альта и фортепиано Вадима Борисовского – основателя советской альтовой школы, прославленного педагога и участника квартета им. Бетховена. Будет исполнена также «Гершвин-фантазия» для альта с оркестром Юрия Тканова, заслуженного артиста России, профессора Московской консерватории, автора многочисленных альтовых переложений и транскрипций.

Другая часть программы посвящена альтовым сочинениям, написанным композиторами эпохи барокко и классицизма.

Иоганн Себастьян Бах, владевший навыками игры на различных струнных инструментах, по воспоминаниям современников, сам предпочитал в ансамблях партию альта. Возможно, он желал ощущать себя в самой «гуще» музыкальной ткани произведения. О его пристрастии к альту может свидетельствовать последний из шести «Бранденбургских концертов» (впрочем, по мнению некоторых исследователей, этот концерт, завершающий грандиозный цикл, был написан как раз раньше других, но не позднее 1721 г.). Партитура концерта изумляет полным (!) отсутствием скрипок. Два альта выделяются среди других концертирующих партий; особенно интересна в этом отношении вторая часть, представляющая собой своего рода трио для альтов и «basso continuo».

Автором исторически первого концерта для альта с оркестром был современник и друг лейпцигского кантора Георг Филипп Телеман. «Счастливый соперник Баха» (по выражению Р. Роллана), Телеман и вправду был самым популярным немецким композитором своего времени. Концерт для альта является одним из самых репертуарных произведений Телемана сегодня. В программу нашего вечера включен четырехчастный Концерт для двух альтов соль мажор, сочиненный, предположительно, в период между 1716 и 1721 гг.

Итальянскому композитору и скрипачу Томазо Антонио Витали, представителю знаменитой итальянской музыкальной династии, приписывают Чакону, впервые опубликованную в конце XIX века в обработке скрипача, композитора и педагога Фердинанда Давида. До сих пор вопрос авторства и даже времени создания Чаконы окутан туманом; возможно, мы имеем дело с очередным примером блестящей стилизации «под барокко»… Данные обстоятельства нисколько не мешают популярности этой музыки, исполняемой в многочисленных версиях и переложениях (прозвучит редакция Чаконы для скрипки и альта).

Вольфганг Амадей Моцарт оставил нам лишь несколько законченных произведений с участием альта (наиболее известна «Концертная симфония» ми-бемоль мажор для скрипки и альта с оркестром). Трио для альта, кларнета (этот инструмент привлечет особое внимание Моцарта в последние годы жизни) и фортепиано в той же тональности было сочинено в Вене 1786 г., в один год со «Свадьбой Фигаро». Название трио «Kegelstatt» (в переводе с немецкого – место для игры в кегли) появилось уже в посмертных публикациях. Впрочем, Моцарт действительно любил эту игру (за неделю до окончания этого трио он сочинил дуэты для валторн, зафиксировав, что работал над ними, «играя в кегли»). Во времена Моцарта такой инструментальный состав был весьма необычен, что и побудило первого издателя опубликовать переложение для скрипки, альта и фортепиано. Авторский оригинал увидел свет гораздо позже. Несколько необычно и строение Трио: его трехчастный цикл начинается с лирического Andante, за которым следует Менуэт и финальное Рондо.

В концерте альтистов оркестра Большого театра примут участие артисты оркестра Надежда Будницкая (скрипка), лауреат всесоюзного конкурса, заслуженный артист Чувашской Республики Алексей Иванов (кларнет) и Надежда Демьянова (фортепиано); а также лауреат международных конкурсов Елена Попкова (фортепиано).
За пультом камерного оркестра Большого театра – Александр Соловьев.