«Разумеется, все его участники и в первую очередь руководитель ансамбля … – скрипачи высокого класса, для которых, кажется, не существует технических или звуковых трудностей. Только при таком редком единстве музыки и исполнительской техники мог возникнуть столь удивительный и такой чудесный ансамбль». Так писал Давид Ойстрах после первого концерта Ансамбля скрипачей Большого театра СССР, который состоялся 25 февраля 1956 г.
Несколькими месяцами ранее семнадцать скрипачей из оркестра Большого объединились под эгидой концертмейстера Юлия Реентовича. «Талантливый музыкант, обладающий исключительным художественным вкусом» (Д. Ойстрах), он был сыном скрипача М. Реентовича (ученика Л. Ауэра), в классе которого закончил Тамбовский музыкальный институт, затем совершенствовался в Школе высшего мастерства при Московской консерватории у профессора А. Ямпольского. С 1931 г. Юлий Реентович играл в оркестре Большого театра, в 1952 г. стал концертмейстером группы скрипок. Четверть века он руководил Ансамблем скрипачей – уникальным и единственным в Советском Союзе коллективом такого рода, где скрипачи играли (обычно под аккомпанемент фортепиано) наизусть, без дирижера, при этом их ансамблевая точность была безупречной, интерпретации – яркими и вдохновенными.
Выступая почти во всех уголках Советского Союза (включая колхозы, рабочие клубы, воинские части), Ансамбль скрипачей Большого театра с неизменным успехом гастролировал и во многих странах Европы. «Ансамбль скрипачей Большого театра является коллективом новой музыкальной формы, – писала голландская газета «Де телеграф», – <...> обработки всей исполненной программы были безупречны, и блестящее исполнение семнадцатью скрипками напоминало одну скрипку. Этот концерт, без сомнения, явился настоящим событием для Запада».
Фирма «Мелодия» издала десятки пластинок Ансамбля скрипачей, их записи постоянно звучали по радио, вызывая восхищение миллионов слушателей – как выдающихся профессионалов, так и самой широкой публики.
Репертуар Ансамбля, в основном, состоял из популярных классических произведений в обработках, сделанных его участниками. Ряд советских композиторов, вдохновленных звучанием скрипачей Большого, сочиняли произведения специально для них.
Ансамбль распался в 1984 г., через два года после смерти Юлия Реентовича. И вот, тридцать лет спустя, усилиями артиста оркестра Игоря Свичкаренко и его единомышленников, Ансамбль скрипачей Большого театра России заиграл вновь. Первые выступления состоялись в два года назад: в мае 2015 г. возрожденный Ансамбль дал первый «сольный» концерт.
Сегодня Ансамбль скрипачей объединяет одиннадцать музыкантов: это концертмейстеры оркестра Владимир Скляревский и Владимир Кожемяко, заместитель концертмейстера Елена Путникова, артисты оркестра Надежда Будницкая, Юлия Забавникова, Юлия Тюлькина, Игорь Свичкаренко, Булат Ильясов, Георгий Мнацаканян, Екатерина Назимова и Юрий Синев.
В юбилейном концерте будут исполнены сочинения, бóльшая часть которых составляла жемчужины репертуара коллектива прошлых лет: «Монтекки и Капулетти» С. Прокофьева, «Вокализ» С. Рахманинова, «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, «Испанский танец» М. де Фальи, Пассакалия из Сюиты для клавесина соль минор Г.Ф. Генделя. Также прозвучат ряд произведений П. Чайковского («Скерцо», «Элегическая песнь» и романс «День ли царит») и виртуозные пьесы Ф. Крейслера, Г. Динику, Г. Эрнста и П. Сарасате.
Партию фортепиано исполнит сотрудник музыкальной библиотеки театра и пианист-концертмейстер Борис Шаев.