Необыкновенный Вивальди

07.12.2016

Что было грубости в охотничьих трубах,
Нарышкин умягчил при наших берегах;
Чего и дикие животны убегали,
В том слухи нежные приятности сыскали.


Эти строки М. Ломоносова из оды «На изобретение роговой музыки» (1752) посвящены «русскому чуду» – уникальному коллективу, созданному по инициативе графа С. Нарышкина. Фаворит императрицы Елизаветы Петровны и большой любитель охоты, он задался целью усовершенствовать звучание охотничьих рогов, издававших грубые и нестройные звуки. Задача была поручена капельмейстеру графа – чешскому музыканту Я. Марешу. Под его руководством и были изготовлены новые, точно настроенные инструменты. Несколько месяцев упорных репетиций с музыкантами из крепостных крестьян, проходивших втайне, привели к великолепным результатам — когда гости графа впервые услышали его игру, «все поражены были чрезвычайным удивлением». Вскоре «нарышкинское чудо» услышала императрица и повелела создать такой же оркестр у себя во дворце. Так барский каприз превратился в удивительное явление, один из примечательных феноменов русской жизни XVIII-XIX веков.

«Роговой оркестр» не имел аналогов по составу и характеру звучания инструментов. Каждый рог мог издавать только один звук, потому «согласное» звучание музыкальной пьесы или даже простой гаммы требовало немалых усилий, многомесячной репетиционной муштры. Однако необычный музыкальный эффект, да и мастерство игры, которого добился Мареш, привели к настоящей моде на «роговую музыку» среди русской аристократии — подобные оркестры завели у себя Строганов, Разумовский, Орлов, Потемкин, Шереметев и многие другие.

К началу XIX века военных и частных роговых оркестров было более десятка, императорский же коллектив насчитывал уже более трехсот музыкантов! Роговые оркестры играли в парках и на плац-парадах, на Неве устраивались роговые «серенады» во время белых ночей. Однако к середине столетия увлечение роговой музыкой постепенно сходит на нет. В 1880-е гг. при дворе Александра III предпринимается попытка воссоздания роговой капеллы; шестьдесят пять специально обученных музыкантов участвовали в дворцовых церемониях, но практически не выступали публично. К 1915 г. относится последнее упоминание о звучании роговой музыки.

Серьезные попытки ее восстановления относятся уже к XXI столетию. Идея создать Российский роговой оркестр принадлежит потомственному музыканту Сергею Поляничко – валторнисту и дирижеру, ученику И. Мусина и В. Чернушенко. Семьдесят четыре новых инструмента изготовлены мастером духовых инструментов Владимиром Головешко по собственной технологии (выработанной на основе изучения архивов и сохранившихся экземпляров).

Первый концерт коллектива состоялся в 2006 г. За это время Российский роговой оркестр дал более семисот концертов в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России, а также в Германии, Италии, Нидерландах, Финляндии, Латвии, Эстонии, США и Израиле. В составе оркестра двадцать музыкантов; инструменты позволяют играть в диапазоне четырех октав, что способствует существенному расширению концертного репертуара коллектива. Российский роговой оркестр играет старинные военные марши, а также произведения русских и зарубежных композиторов в аранжировке В. Головешко; он участвовал в исполнении шедевров русской музыки XVIII века — мелодрамы «Орфей» Евстигнея Фомина и «Реквиема» Осипа Козловского, оригинальные партитуры которых предусматривают роговую музыку.

Первый концерт Российского рогового оркестра в Большом театре состоялся в мае 2015 г. и был приурочен ко Дню Победы. На этот раз музыканты подготовили для слушателей совершенно неожиданную программу. В «роговом» исполнении будут звучать… инструментальные концерты Антонио Вивальди (включая популярнейший цикл «Времена года», в оригинале написанный для скрипки с оркестром)! Программу дополнят популярные «шлягеры» классической музыки – «Адажио», приписываемое Томмазо Альбинони (его истинный автор – музыкант ХХ столетия Ремо Джадзотто), первая часть «Лунной» сонаты Людвига ван Бетховена и «Шутка» (финальная часть оркестровой сюиты №2) Иоганна Себастьяна Баха.

Безусловно, слушателей ждут весьма необычные впечатления: можно ли представить себе что-то более невероятное, нежели Вивальди, Бах и Бетховен в «роговом» звучании! Однако замечательные музыканты-энтузиасты воссоздают подлинную традицию XVIII в., когда роговым оркестрам были подвластны любые мелодии и жанры. В качестве «десерта» публике преподнесут знаменитое танго «Забвение» («Oblivion») Астора Пьяццоллы.

В концерте также примет участие петербургский Квинтет духовых инструментов «Gaudeamus» под управлением Георгия Малиёва. В качестве солистов выступят музыканты, в разные годы игравшие в Российском роговом оркестре: солист Национального филармонического оркестра России, лауреат премии Президента России, трубач-виртуоз Кирилл Солдатов и солист оркестра Пермского академического театра оперы и балета Андрей Салтанов (тромбон).

Особый гость концерта – уникальный «человек-оркестр»: солист, композитор и аранжировщик Аркадий Шилклопер! Когда-то, в самом начале своей удивительной музыкальной карьеры он играл в оркестре и брасс-квинтете Большого театра СССР.