Владимир Маторин читает «Анну Каренину»

03.10.2014

Академическая культура не сдается под натиском шоу-бизнеса и продолжает прокладывать пути к умам и сердцам, осваивая новые формы и ресурсы «подачи материала» — прежде всего виртуальные.

1 октября стал во всемирной сети Днем мирового балета, который все заинтересованные зрители, следуя смене часовых поясов, провели за кулисами пяти ведущих балетных трупп мира разных стран и континентов. 3 октября стартует аналогичный грандиозный проект — «Каренина. Живое издание».

Семьсот «чтецов» — людей известных и просто любителей чтения, выдержавших предварительный конкурс, — из тридцати крупных и не очень городов, включая Москву, Санкт-Петербург, Лондон, Нью-Йорк, Токио, Нарьян-Мар и Снежинск Челябинской области, в течение двух дней — 3 и 4 октября — последовательно, друг за другом прочтут «Анну Каренину» онлайн.

Проект инициирован музеем-усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Его техническую сторону обеспечивает компания Samsung Electronics. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени 3 октября в знаменитом Доме Пашкова — здании Российской государственной библиотеки в Москве.

Среди площадок, выбранных для чтения, — книжный магазин «Москва», Государственный музей-заповедник «Петергоф», Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге, Самарский литературно-мемориальный музей им. М.Горького, Пермская государственная художественная галерея, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова в Якутске... Многие из этих площадок в часы проведения акции будут открыты для посетителей. Которые, впрочем, могут никуда не торопиться и все увидеть и услышать онлайн.

В числе же тех, кого можно будет услышать, — Олег Табаков (именно ему предстоит произнести знаменитую фразу «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», которой начинается роман), Вениамин Смехов, Хибла Герзмава, Алиса Гребенщикова, Лео Бокерия, Михаил Швыдкой, Павел Креков (министр культуры Свердловской области), Анастасия Казаринова (арт-директор новосибирского кабаре-кафе «Бродячая собака»)...

В этом проекте Большой театр, конечно, не занят столь масштабно и продолжительно, как в Дне мирового балета. Однако он тоже предоставит одно из своих замечательных помещений в историческом здании (аван-ложу директора, вход несвободный!) и «делегирует» для чтения фрагмента романа один из самых мощных и представительных своих голосов — бас Владимира Маторина, не только замечательного певца, но и прекрасного артиста.



Г-н Маторин вольется в «живое издание» «Карениной» приблизительно в 17.30-18.00 3 октября. Ему предложено прочесть фрагмент из II части романа. В нем описываются те сомнения и душевное волнение, что испытывал Алексей Александрович Каренин, когда, еще не представляя, что его ожидает в дальнейшем, решался на первый разговор с женой о том, что она себя компрометирует.
«Да наконец, — спрашивал он себя пред поворотом в кабинет, — что же случилось? Ничего. Она долго говорила с ним. Ну что же? Мало ли женщина в свете с кем может говорить? И потом, ревновать — значит унижать и себя и ее», говорил он себе, входя в ее кабинет; но рассуждение это, прежде имевшее такой вес для него, теперь ничего не весило и не значило«.


Сюжет «Анны Карениной» давно стал достоянием музыкального театра. На него написаны несколько опер, среди авторов, в том числе, и Леош Яначек (эта опера закончена не была, но ряд фрагментов сохранился).
Балет на этот сюжет ставили Майя Плисецкая в содружестве с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым (музыка Щедрина), Андре Проковски (музыка Чайковского), Алексей Ратманский (Щедрин), Борис Эйфман (Чайковский), Теренс Кохлер (Шостакович, Рахманинов, Хачатурян).

Анна Каренина, с трудом выдержавшая сопротивление советской цензуры с ее строгими представлениями о морали в балете (спектакль едва не запретили), оказалась одним из знаковых образов, созданных Майей Плисецкой. Музыка была написана Родионом Щедриным специально для постановки в Большом театре, ставшем, невзирая на все препоны, первым балетным «издателем» «Карениной» (премьера состоялась в 1972 г.). Заглавную партию исполняли Плисецкая и Марина Кондратьева. Первым Карениным стал Николай Фадеечев.



М. Плисецкая — Анна. Н. Фадеечев — Каренин.
Фото из музея Большого театра.