Народная артистка СССР и Грузинской ССР, обладательница многочисленных премий и наград (среди недавних – номинация «Легенда» российской оперной премии «Онегин»), блистательная прима Большого театра, покорившая ведущие оперные и концертные сцены мира, педагог и музыкальный руководитель, Маквала Касрашвили являет собой очень важную для нас – живую связь времен. Ученица знаменитой Веры Давыдовой (и «правнучка» известного итальянского маэстро Камилла Эверарди), прямо со студенческой скамьи она оказалась на главной оперной сцене страны – среди певцов-корифеев. Здесь царили Галина Вишневская, Елена Образцова, партнерами Касрашвили по сцене были Юрий Мазурок, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко… После ряда дебютов в небольших партиях юная артистка обратила на себя всеобщее внимание в партии Графини («Свадьба Фигаро») и вырвалась в ведущие солистки.
«Первое, что особенно привлекает в исполнении Маквалы Касрашвили – это ее профессиональная подготовка и удивительно красивый голос. Он ровен во всех регистрах, не меняет своего тембра. Привлекает и внешний облик Графини, созданный молодой артисткой, не ищущей внешних эффектов», – отозвалась о выступлении Галина Вишневская.
Только в Большом Маквала Касрашвили исполнила более тридцати партий, многие подготовила в сотрудничестве с Борисом Покровским. Поразительно широкий творческий диапазон проявился в умении «найти интонацию каждой роли» (Б. Покровский) и быть одинаково убедительной в партиях лирических – Иоланта («Иоланта»), Татьяна («Евгений Онегин»), Дездемона («Отелло»), Феврония («Сказании о невидимом граде Китеже») и драматических ролях – Лиза («Пиковая дама»), Амелия («Бал-маскарад»), Полина («Игрок»), перевоплощаться в героинь острохарактерных – Войслава («Млада»), Иродиада («Саломея»), Подточина («Нос»). Великий режиссер доверил ей петь сложнейшую партию Тоски в 29 лет – и она исполняла свою «коронную роль» на протяжении сорока лет… а затем спела Турандот в шестьдесят!
«… И каждый раз мне казались удивительными ее преображения. Для меня до сих пор остается загадкой, как певица, не прибегая к сложному гриму, который так выручает нас, актеров, может каждый раз неузнаваемо меняться», – восхищался ею Евгений Нестеренко.
Первыми зарубежными триумфами мисс Касрашвили стали гастроли Большого театра в Париже в 1969 году и Нью-Йорке в 1975-м. Вскоре последовали персональные приглашения – в Метрополитен-опере она выступила в партии Татьяны («Евгений Онегин»), потом пела «Тоску». В течение четырех сезонов подряд была украшением Королевской оперы Ковент-Гарден, где специально на нее были поставлены оперы «Дон Жуан» и «Милосердие Тита» Моцарта. Восторженный прием сопровождал выступления примадонны на сценах крупнейших оперных театров – чикагской Лирической опере, Вашингтонской национальной опере, театре Арена ди Верона, Венской, Баварской, Гамбургской, Норвежской, Канадской, Пражской операх, варшавском Большом театре, на фестивалях в Барде (США), Савонлинна (Финляндия)... Её партнерами по сцене были Лучано Паваротти, Руджеро Раймонди, Пласидо Доминго, Николай Гяуров, Николай Гедда, Томас Аллен, Кири Те Канава, Рената Скотто, Рената Тебальди, Долорес Заджик. Из дирижеров, с которыми довелось сотрудничать – Кшиштоф Пендерецкий, Майкл Тилсон Томас, Нелло Санти, Джузеппе Патане, Колин Дэвис и многие другие.
Ее имя давно вписано в историю оперного театра. В Большом Маквала Касрашвили в течение полутора десятилетий руководила оперной труппой. Сейчас воспитывает молодые таланты, с которыми делится мастерством и богатым опытом, учит многим секретам вокальной техники и среди них самому важному умению – «всю жизнь учиться».
В гала-концерте, наряду с ведущими солистами театра и звездами оперной сцены выступят молодые певцы, только начинающие свою карьеру в Большом, — Хибла Герзмава, Ксения Дудникова, Василий Ладюк, Эльчин Азизов, Липарит Аветисян, Олег Долгов, Анна Аглатова, Юлия Мазурова, Альбина Латипова, Анастасия Сорокина, Бехзод Давронов, Светлана Лачина и артисты Молодежной оперной программы. За дирижёрским пультом — маэстро Владимир Спиваков.