Наш Чайковский!

07.05.2020

Чайковский неотделим от истории Большого. Особенный предмет гордости театра, разумеется, составляют события, описания которых сопровождается словом «впервые».

Здесь впервые прозвучало «Лебединое озеро» — именно по заказу Большого театра был написан балет, которому затем будет суждено стать главным в русском классическом репертуаре. (Настоящей сенсацией были признаны во всем мире открытия, сделанные сотрудниками архива нашей нотной библиотеки, пролившие свет на историю этого заказа!).

Именно в Большом композитор дебютировал в качестве дирижера — на премьере своей оперы «Черевички» (позже он продирижирует здесь еще и «Евгением Онегиным»).

В Большом театре впервые увидели свет рампы четыре оперы Чайковского. Это «Воевода» (премьера — 30 января 1869 г.), «Евгений Онегин» (первое представление на профессиональной сцене — 11 января 1881 г.), «Мазепа» (премьера — 3 февраля 1884 г.) и «Черевички» (премьера — 19 января 1887 г.) С некоторой оговоркой к оперным премьерам можно отнести и «Ундину» — единственную оперу Чайковского, которая никогда не звучала целиком, но именно в Большом впервые были исполнены отрывки из нее (16 марта 1870 г.).

В 1873 г., когда труппа Малого театра обосновалась в Большом, поскольку в ее собственном здании шел ремонт, было решено поставить сказку-феерию, которая объединила бы на одной сцене драму, оперу и балет. Такова была отправная точка создания знаменитой сказки А. Островского «Снегурочка». Драматург работал в тесном сотрудничестве с Петром Ильичом Чайковским, которому было предложено написать музыку к этой постановке. Таким образом, и эта замечательная музыка первый раз прозвучала именно в стенах Большого театра. Сценическая жизнь «Снегурочки» Чайковского продолжилась в Большом в 1946 г.: балетмейстер Владимир Варковицкий поставил одноименный балет для Московского хореографического училища, ставший выпускным спектаклем и показанный на сцене Большого театра.

Впрочем, Большой театр освоил все наследие композитора, предназначенное для сцены. Сочинения Чайковского практически всегда составляли основу репертуара Большого и надолго из него никогда не выпадали. Абсолютный рекордсмен по количеству постановок на сцене Большого — «Евгений Онегин». Не считая возобновлений и переносов, он был поставлен одиннадцать раз (последний – в прошлом сезоне). «Пиковая дама» и «Лебединое озеро» —девять раз, «Мазепа» и «Спящая красавица» — восемь, «Иоланта» — шесть, «Черевички», «Опричник» и «Чародейка» — четыре. Только «Орлеанская дева» была поставлена лишь раз, но в сезоне 2014-15 на тот момент еще недавно назначенный новый музыкальный руководитель театра Туган Сохиев постарался исправить эту несправедливость, инициировав концертное исполнение этой оперы. А в текущем, «соскучившись» по «Мазепе», добавил к запланированным премьерам концертное исполнение и этой оперы.

SL-PYTch.jpg
Сцена из балета «Лебединое озеро». Фото Андрея Меланьина.

Сценическую историю опер и балетов Чайковского в Большом «писали» дирижеры, режиссеры и хореографы, которые и сами были яркими персонажами истории нашего театра.

Дирижировали Ипполит Альтани, Эмиль Купер, Вячеслав Сук, Василий Небольсин, Николай Голованов, Юрий Файер, Александр Мелик-Пашаев, Самуил Самосуд, Борис Хайкин, Марк Эрмлер, Евгений Светланов, Альгис Жюрайтис, Александр Лазарев, Туган Сохиев...

Оформляли спектакли Николай Клодт, Константин Коровин, Николай Бенуа, Карл Вальц, Федор Федоровский, Николай Золотарев, Валерий Левенталь, Симон Вирсаладзе...

Оперы ставили Александр Дмитриев, Антон Барцал, Владимир Лосский, Николай Смолич, Леонид Баратов, Иосиф Туманов, Иосиф Лапицкий, Сергей Бондарчук, Рубен Симонов, Борис Покровский, Дмитрий Черняков, Евгений Арье.

Александр Горский, Василий Тихомиров, Василий Вайнонен, Асаф Мессерер, Юрий Григорович, Владимир Васильев — вот впечатляющая часть имен из балетной летописи Чайковского — и, конечно же, Мариус Петипа и Лев Иванов, без хореографии которых немыслимо на русской сцене «Лебединое». (Но к одной из постановок «приложил руку» даже не кто иной, как Владимир Немирович-Данченко, — в 1920 г., помогая прославленному московскому хореографу Александру Горскому). Петипа же создал бессмертную версию «Спящей» (новая постановка стала первой балетной премьерой по завершении реконструкции исторического здания). А Юрий Григорович, сам того не предполагая, стал создателем главного зимнего хита нашего репертуара: его «Щелкунчик» (плюс Петра Ильича, конечно же!) до сих пор воспринимается одним из самых желанных новогодне-рождественских подарков.

Но Чайковский в Большом не ограничен рамками оперного-балетного наследия. Его музыка звучит в концертах и пролагает дорогу на сцену новым хореографическим опусам. Не так давно в репертуар Большого театра вошли балеты на музыку Чайковского, признанные современной классикой, — «Бриллианты» Джорджа Баланчина и «Онегин» Дж. Крэнко. Еще раньше Большой балет исполнил «Моцартиану» и «Серенаду» — два опуса Баланчина, также поставленные на музыку Чайковского, и «Предзнаменования» Леонида Мясина, испоьзовавшего в качестве музыкального материала Пятую симфонию. А еще раньше прогремела «Пиковая дама» Ролана Пети, в основу которой положена музыка Шестой. И совсем недавно (2018 г.) – Джон Ноймайер поставил на нашей сцене свою версию истории «Анны Карениной», одной из музыкальных составляющих которой также являются произведения Чайковского.