Наш Чайковский!07.05.2020
Чайковский неотделим от истории Большого. Особенный предмет гордости театра, разумеется, составляют события, описания которых сопровождается словом «впервые». ![]() Сцена из балета «Лебединое озеро». Фото Андрея Меланьина. Сценическую историю опер и балетов Чайковского в Большом «писали» дирижеры, режиссеры и хореографы, которые и сами были яркими персонажами истории нашего театра. Дирижировали Ипполит Альтани, Эмиль Купер, Вячеслав Сук, Василий Небольсин, Николай Голованов, Юрий Файер, Александр Мелик-Пашаев, Самуил Самосуд, Борис Хайкин, Марк Эрмлер, Евгений Светланов, Альгис Жюрайтис, Александр Лазарев, Туган Сохиев... Оформляли спектакли Николай Клодт, Константин Коровин, Николай Бенуа, Карл Вальц, Федор Федоровский, Николай Золотарев, Валерий Левенталь, Симон Вирсаладзе... Оперы ставили Александр Дмитриев, Антон Барцал, Владимир Лосский, Николай Смолич, Леонид Баратов, Иосиф Туманов, Иосиф Лапицкий, Сергей Бондарчук, Рубен Симонов, Борис Покровский, Дмитрий Черняков, Евгений Арье. Александр Горский, Василий Тихомиров, Василий Вайнонен, Асаф Мессерер, Юрий Григорович, Владимир Васильев — вот впечатляющая часть имен из балетной летописи Чайковского — и, конечно же, Мариус Петипа и Лев Иванов, без хореографии которых немыслимо на русской сцене «Лебединое». (Но к одной из постановок «приложил руку» даже не кто иной, как Владимир Немирович-Данченко, — в 1920 г., помогая прославленному московскому хореографу Александру Горскому). Петипа же создал бессмертную версию «Спящей» (новая постановка стала первой балетной премьерой по завершении реконструкции исторического здания). А Юрий Григорович, сам того не предполагая, стал создателем главного зимнего хита нашего репертуара: его «Щелкунчик» (плюс Петра Ильича, конечно же!) до сих пор воспринимается одним из самых желанных новогодне-рождественских подарков. Но Чайковский в Большом не ограничен рамками оперного-балетного наследия. Его музыка звучит в концертах и пролагает дорогу на сцену новым хореографическим опусам. Не так давно в репертуар Большого театра вошли балеты на музыку Чайковского, признанные современной классикой, — «Бриллианты» Джорджа Баланчина и «Онегин» Дж. Крэнко. Еще раньше Большой балет исполнил «Моцартиану» и «Серенаду» — два опуса Баланчина, также поставленные на музыку Чайковского, и «Предзнаменования» Леонида Мясина, испоьзовавшего в качестве музыкального материала Пятую симфонию. А еще раньше прогремела «Пиковая дама» Ролана Пети, в основу которой положена музыка Шестой. И совсем недавно (2018 г.) – Джон Ноймайер поставил на нашей сцене свою версию истории «Анны Карениной», одной из музыкальных составляющих которой также являются произведения Чайковского. Распечатать ![]()
|