Александр Журбин – одновременно один из самых «популярных» и «серьезных» современных российских композиторов. Сам он говорит, что его жизнь сложилась как трехчастная форма: в начале своего творческого пути он писал исключительно «серьезную» музыку – симфонии, сонаты, оратории, затем стал одним из самых востребованных композиторов, пишущих в «легких» жанрах, а потом вновь вернулся к академической музыке. Александр Журбин – автор шести симфоний, концертов для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром, оркестровых сюит, кантат, камерных пьес, вокальных циклов, музыки более чем к шестидесяти (!) кинофильмам, а кроме того – неутомимый популяризатор академической музыки, замечательный публицист, теле- и радиоведущий, автор нескольких книг.
Но одним из самых больших его «увлечений» является театр. Его перу принадлежат тринадцать опер, три балета и более тридцати мюзиклов. Блестящий мелодист, тонкий драматург с удивительным чувством театральной формы, мастер аллюзии и интеллектуальной игры, при этом каждый раз апеллирующий, прежде всего, к чувствам зрителя. «Опера должна рождать в слушателях полноценные человеческие чувства. Скорбь, радость, восторг, умиление», – писал он в своей статье «Мелкий бес и горячие люди». Удивительный феномен композитора в том, что как бы ни было сложно, многослойно, экспериментально, полистилистично то или иное его произведение, оно всегда будет легко восприниматься. Александр Журбин всегда говорит со слушателем понятным языком: «Я в своей работе, когда сочиняю музыку, всегда думаю о тех, кто сидит в зале. Вернее, будет сидеть. Причем это разные люди. И разные залы. И разные состояния. Когда пишу оперу – одно, симфонию – другое, песню – третье». Театр Александра Журбина может быть легким, жизнерадостным, может быть страшным, саркастическим, гротесковым – но он всегда живой, яркий и эмоциональный.
«Мелкий бес» – пожалуй, самая мрачная опера Александра Журбина. Сам композитор говорит о ней так: «…в этой опере нет любви, нет никаких светлых чувств, все персонажи – отрицательные. И в центре – абсолютный мерзавец, негодяй и маньяк. Скажете: а зачем выводить таких героев на сцену? Я думаю, «Мелкий бес» — это зеркало русской жизни». Но у Журбина это зеркало отражает не только жуткую и беспросветную картину. В нем же – образ русской литературной и музыкальной культуры: от Державина и Пушкина через Гоголя и Достоевского – к Горькому и Чехову, от Чайковского – к Прокофьеву и Шостаковичу. «Там есть немало гадкого и отвратительного, – говорит Александр Журбин, – Но после нее люди выходят с ощущением надежды. Это главное, что должен дать художник публике».