Посвящается тому, кто устанавливает стандарты мастерства

04.11.2021

Виртуозная техника, острая характерность, нервность, внимание к психологическим деталям –творческий портрет замечательного танцовщика Бориса Акимова позволяет ему найти свое место в ряду лучших артистов Большого балета середины XX столетия.

Закончил экспериментальный класс (шесть лет обучения вместо традиционных девяти), где попал под сильное обаяние своего педагога Мариса Лиепы. Поступив в театр, моментально начал набирать репертуар. И уже через два года получил партию, о которой мог бы только мечтать (хотя тогда, скорее, даже и не мог). Партию Красса – и в самый год рождения легендарного балета «Спартак». Был включен во второй состав. Артисты обычно не благословляют дублеров на свое «царство». Но тут была совсем другая история: Акимов стал Крассом чуть ли не по рекомендации самого Лиепы, первого исполнителя партии, который потом и поздравил его сердечно с дебютом.

Акимов тщательно изучал «почерк» своего знаменитого педагога: отмечал особенности пластического рисунка, психологическую проработку образа, тщательную работу над гримом. Но педагогические приемы вырабатывал свои, опираясь на чрезвычайно воодушевлявший его опыт другого легендарного танцовщика, Алексея Ермолаева, под руководством которого он стал работать, придя в Большой театр.

Практически в самом начале карьеры Борис Акимов на два года оказался выключенным из артистической жизни: трещины в берцовых костях обеих ног потребовали длительного лечения. Он справился с этим испытанием, поддерживая форму корпуса и рук (!), пока врачи занимались его ногами. Железная воля и самодисциплина немало значат в карьере педагога. И они сыграли свою роль. Как и врожденная музыкальность (класс, который дает Акимов, всегда замечательно «уложен» на музыку) – недаром Борис Борисович обнаружил в себе еще и композиторский талант и даже выпустил пластинку с песнями на стихи Есенина.

«Класс Ермолаева, – писал наш юбиляр в память о своем педагоге, – называли не иначе как ермолаевским. Для педагога – это важная оценка его таланта и труда, показатель незаурядной самобытности, свидетельство его яркой индивидуальности». То же можно сказать и о самом Акимове. У него давно сложился свой, «акимовский» класс, где помимо танцовщиков Большого театра (среди учеников – Ирек Мухамедов, Александр Ветров, Андрей Уваров, Андрей Федотов, Александр Петухов, Ян Годовский, Морихиро Ивата, Вячеслав Лопатин – список можно продолжить), «учились» и продолжают заниматься артисты Королевского балета Ковент-Гарден, балета Парижской оперы, балетной труппы театра Ла Скала, Баварского государственного балета, гамбургского балета, Королевского Датского балета, Нидерландского национального балета и многих других прославленных балетных трупп мира.

В свое время Маргарет Уиллис, известный английский балетный критик, написала для журнала «Советский балет» статью о том, как высоко оценили педагогический метод Бориса Акимова в Лондоне. По мнению Нинетт де Валуа, самой «королевы-матери» балетной труппы театра Ковент-Гарден, «московский гость установил тот высший стандарт мастерства, которому должны следовать мальчики в своем дальнейшем развитии». Другая гранд-дама английского балета – Алисия Маркова – заявила, что уроки Акимова напомнили ей годы собственного учения, а ведь она обучалась ни много ни мало у самого маэстро Энрико Чекетти!

ББА-1.jpg
В партии Красса в балете «Спартак».