Первому Таору XXI века

31.10.2020

Сергей Филин принадлежит к тому поколению артистов Большого, чей творческий расцвет пришелся на переломный период в жизни страны – конец 80-х, 1990-е и 2000-е годы. Менялась страна, вместе с ней менялся и многолетний уклад жизни в Большом театре. Но менялся, как правило (!), без отрыва от основной деятельности. Каждый вечер в зрительном зале гас свет – и на сцену выходили замечательные артисты. Сергей Филин, прирожденный danseur noble, принятый в труппу в 1988 г., недолго оставался в кордебалете. А если заглянуть в репертуарный список г-на Филина, можно убедиться, что даже небольшие сольные партии в нем практически отсутствуют. Получив необходимый сценический опыт, он был замечен и «выдвинут» в первые ряды. Через пять лет дебютировал в партии Принца Зигфрида в «Лебедином озере», после чего, уже не сбавляя темпа, последовательно перетанцевал все главные партии основного классического репертуара. Что и не удивительно: эффектная внешность, благородство сценических манер, легкий высокий прыжок, безусильное вращение – все составляющие его творческого «облика» и обещали звездную карьеру.

Каждый премьер хочет быть еще и первым исполнителем премьерской партии, стремясь стать сотворцом спектакля. И эти амбиции удалось удовлетворить Сергею Филину. Он стал первым исполнителем партий в Большом – Джеймса («Сильфида» Бурнонвиля в редакции Э.М. фон Розен), солиста в «Моцартиане» и Па де де Чайковского Дж. Баланчина, Учителя в балете «Урок» Ф. Флиндта, Ханана в балете «Леа» А. Ратманского и первым исполнителем (в мире) партии Лорда Вильсона/Таора в балете «Дочь фараона», воссозданном П. Лакоттом по мотивам некогда существовавшего одноименного балета М. Петипа, и партии Принца в балете «Золушка» Ю. Посохова – Ю. Борисова. Партия Таора потребовала мобилизации всего технического арсенала: исполнитель должен быть предельно виртуозным.

В 2003 г., на тот момент уже несколько раз сотрудничавший с Алексеем Ратманским, он влился в «команду» артистов, которые стали первыми исполнителями ныне легендарного балета «Светлый ручей». Ратманский разглядел еще одно качество нашего героя: недюжинное чувство юмора, притом способное не перейти черту. Партия Классического танцовщика, первым исполнителем которой в постановке Ратманского стал Сергей Филин, принадлежит к бесспорным его достижениям. Он был невыразимо элегантен и в мужской, и в женской ипостасях партии, в мужской к тому же пылок, а в женской – уморительно забавен.

С марта 2011 г. по март 2016-го Сергей Филин руководил балетной труппой Большого. В 2016-19 гг. был художественным руководителем Молодежной программы балета Большого театра.