Надежде - с любовью!

15.05.2016

Надежда Павлова была главным вундеркиндом Большого балета. Такого стремительного взлета в советские времена не знала, пожалуй, ни одна балетная карьера. Ставшая сенсационным открытием двух конкурсов – сначала всесоюзного (1972), затем московского международного (1973), ученица Пермского хореографического училища отправилась на гастроли в США в составе балетной труппы Большого театра! Таково было условие импресарио Сола Юрока, некогда продюсировавшего турне самой Анны Павловой.

Анна Павлова на всю жизнь осталась для него знаковой фигурой - и точкой отсчета, и вехой в его карьере. Говоря о достоинствах той или иной прекрасной танцовщицы, г-н Юрок нередко прибегал к сравнениям с этой легендарной балериной. Ну а в данном случае, как бы ни были далеко разведены во времени и стиле эти артистки, на параллели провоцировала одна и та же фамилия. «Я начинал с того, что познакомил Америку с Анной Павловой, а в конце жизни привез Надежду…»

Имя ей досталось столь же «провокационное», что и фамилия. И Америка ее оценила, и на родине стали называть «Надеждой русского балета». После конкурсных успехов ее огромная фотография встречала прилетающих пассажиров в Пермском аэропорту.

Большой театр «забрал» ее к себе после того, как к победным конкурсным выступлениям и гастролям она добавила еще вполне «балеринский» сезон в Пермском театре, станцевав ряд ведущих и главных партий. Традиции попадать в солистки, минуя кордебалет, не было. Но благодаря упорству юной Нади и общепризнанным ее достижениям, она свой путь в Большом начала именно солисткой. Хотя ее выступление в партии Жизели состоялось еще до того, как ее взяли в труппу.

Удивительная естественность сценического поведения – будь то Жизель, Принцесса Аврора или Валентина в «Ангаре», легкое дыхание танца, который исподволь умел наполняться драматизмом и страстью, покоряли публику, доводя ее до экстаза, поскольку произрастали из ее феноменальных данных, всегда служивших во благо образа, хотя и обращавших на себя отдельное внимание. Неправдоподобно огромный шаг Нади Павловой был точкой отсчета для современной балетной техники в представлении Майи Плисецкой. Когда заходила речь о противопоставлении «спорт – балет», она говорила, что теперь высоко поднятой ногой никого не удивишь, а в свое время экарте Нади Павловой способно было вызвать шок…

Теперь свое великолепное мастерство Надежда Васильевна Павлова передает своим ученицам.