В честь Елены Рябинкиной

20.11.2021

Елена Рябинкина принадлежала к числу артисток, которым предрекают успех и славу еще задолго до окончания балетного училища. В семнадцать лет, практически только-только выдержав выпускной экзамен, она, будущая артистка Большого театра, начала свою карьеру в нем с дебюта в балете «Лебединое озеро». И другие ведущие партии классического репертуара не заставили себя ждать. Раймонда вошла в жизнь молодой балерины столь же стремительно: на второй год службы.

«Навыки, профессионализм, почти неограниченные технические возможности и умение ими пользоваться – всем этим должна обладать балерина, берущаяся танцевать Раймонду.
– Ну а если в партии Раймонды выступает балерина молодая. Лишь второй сезон работающая в театре? Если ей всего девятнадцать лет?
Тогда… Тогда все дело в том, кто танцует Раймонду.
Раймонду танцует Елена Рябинкина. И это не только правильно, это хорошо.
Хорошо потому, что в Раймонде, как и в предыдущих работах Рябинкиной, явственно различимо дыхание настоящего дарования, настоящей индивидуальности» («Театр», 1961, №1).
Так откликнулся на выступление дебютантки Леонид Лавровский, тогдашний руководитель балетной труппы Большого, в чьей редакции и шел тогда выдающийся балет Петипа на сцене Большого театра.

Молодое дарование отметил и гонимый в ту пору, замечательный хореограф Касьян Голейзовский, очень хотевший принять участие в огранке этого алмаза, о чем неоднократно сообщал юной артистке в личной переписке:
«Ты умна, Аленушка, несмотря на Твою упоительную юность. Прислушивайся же к моим словам с таким же внимание, с каким прислушивалась бы к словам лектора, наполняющего Твой мозг умением познавать все, что Тебя окружает и что заполняет Твое золотое и чистое от всякой скверны сердце. Все то немногое, что я Тебе хочу сказать, – не лесть, не комплименты и не истерический захлест.
Это провидение и чутье мудреца, умеющего определять без ошибок.
Я предсказываю Тебе великое будущее. Ты лучше, талантливее и совершеннее всех тех, кого я видел до этих пор. Вот, Аленушка, что вынес я из сегодняшнего зрелища, в котором Ты волею судеб и справедливости играла первенствующую роль».

Успешная балеринская карьера продолжилась педагогической. В 1983-92 и 1999-2004 гг. она преподавала классический танец в Московском хореографическом училище (с 1991 г. — академии хореографии). Среди её учениц были и артистки Большого театра разных поколений – Марианна Рыжкина, Ирина Семиреченская, Ольга Тубалова, Татьяна Лазарева.