Победители

25.01.2019

Только что опубликовала свой рейтинг значимых событий 2018 г. национальная газета «Музыкальное обозрение». В номинации «Спектакль года» одним из двух лауреатов cтало наше  «Путешествие в Реймс»  (дирижер-постановщик оперы Дж. Россини Туган Сохиев, режиссер-постановщик Дамиано Микьелетто, сценограф Паоло Фантин, художник по костюмам Карла Тети, художник по свету Алессандро Карлетти).

А в начале января назвал своих лауреатов итальянский журнал Danza & Danza, также ежегодно определяющий лучших из лучших, на взгляд привлекаемых им «судей», но только в области балета.

Специального упоминания удостоена балетная труппа Большого театра. Сентябрьские гастрольные выступления на сцене театра Ла Скала подтвердили ее репутацию одной из ведущих балетных компаний мира. Она успешно хранит верность своему наследию (за выступления в балете «Баядерка» высочайшую оценку получили и артисты кордебалета, и солисты) и легко справляется с теми задачами, что ставит перед ней современный репертуар («Укрощение строптивой»). В Милане были представлены три поколения звезд в диапазоне от самого зрелого мастерства – в лице Светланы Захаровой (итальянцы всегда отдают дань восхищения нашей приме, одновременно являющейся этуалью театра Ла Скала) до несомненного будущего расцвета в лице «нашего» Якопо Тисси. Они идеально воплощают то живое величие, что делает историю Большого театра.

Титул танцовщицы года «достался» Ольге Смирновой. Она, с ее изысканной красотой и сознанием собственной женственности, блистает зрелым артистическим и исполнительским мастерством, которое позволяет ей придавать самые неожиданные оттенки своим персонажам, классическим и современным, имеющим прочную литературную основу и создаваемым ее собственной фантазией. Умение подняться над, безусловно, драгоценным академическим «наследством», которое было получено ею в Академии им. Вагановой и до сих пор отражается в изысканных линиях и природном лиризме ее легато, наличие большого интеллектуального и эмоционального «запаса» – вот ее козыри, обеспечивающие дальнейший артистический рост. В этом году в Москве она исполнила новые серьезные партии – Анну Каренину в балете Ноймайера и солистку в «Артефакт-сюите» Форсайта, в то время как в Италии мы видели ее в легендарной партии Никии в «Баядерке», а также в образе лукавой Бьянки («Укрощение строптивой»), которой она позабавила и очаровала восхищенную публику театра Ла Скала.

Танцовщик года тоже оказался наш – Семен Чудин. Непревзойденная чистота техники и экстраординарное сценическое присутствие премьера Большого театра Семена Чудина привлекает внимание к каждой исполняемой им роли, а репертуар у него довольно обширный. То, что он странствовал по разным балетным труппам мира (Балет Кореи, Цюрихский балет, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировача-Данченко) до того, как поступил в труппу своей мечты, позволило ему освоить, помимо «большой» классики, ее переосмысления и современные названия. В этом году в Италии он продемонстрировал свой уникальный талант и актерскую чуткость в трех абсолютно разных партиях. Это страдающий Солор («Баядерка» Григоровича), лирически настроенный и легкомысленный Люченцио («Укрощение строптивой» Майо). А в тех немногочисленных кинотеатрах, которые показывали в Италии спектакли Большого, можно было увидеть его в партии Базиля – и самого блистательного Базиля – в балете «Дон Кихот» в редакции А. Фадеечева.

В конце декабря своих фаворитов обозначил журнал «Балет», как всегда под занавес уходящего года провозгласивший лауреатов премии «Душа танца». Люди Большого «засветились» трижды. В номинации «Звезда» – Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин, замечательный, поистине звездный дуэт Большого балета, в номинации «Учитель» – Александр Ветров, некогда блистательный танцовщик, а ныне педагог многих нынешних звезд, и в номинации «Рыцарь танца» – также в прошлом танцовщик, педагог, кандидат искусствоведения и наш режиссер Андрей Меланьин.