К 120-летию со дня рождения Сергея Лемешева

31.05.2022

«Моя судьба сложилась так счастливо во многом потому, что я без ума был влюблен в свою профессию, мог легко принести ей в жертву любое удовольствие и главной моей жизненной потребностью было пение…»
Сергей Лемешев, «Путь к искусству»

Rigoletto. Duke - S.Lemeshev.jpg
В партии Герцога в опере «Риголетто», 1931.

Артистический путь Сергея Лемешева должен был начаться на сцене Большого театра. Пройдя полный курс в Московской консерватории и год занятий в Оперной студии К.С. Станиславского, он выдержал вступительный конкурс в театр и получил приглашение присоединиться к прославленной труппе. Но внезапно решил иначе, отправившись в Свердловский оперный театр. Здесь молодой и перспективный солист выделился в главных лирических партиях – Фауста («Фауст» Ш. Гуно), Ленского («Евгений Онегин»), Альфреда («Травиата»), Рудольфа («Богема»), Графа Альмавивы («Севильский цирюльник») – и встретил ошеломляющий успех. За пять лет, проведённых на свердловской сцене, а затем в театрах Харбина и Тбилиси, накопил солидный репертуар – почти 20 ролей!

В 1931 он оказывается в Большом, уже опытным певцом, и практически сразу получает возможность исполнять ведущие роли. Дебют в «Снегурочке» прошёл весьма успешно (партию Берендея он заранее, ещё в Тбилиси, подготовил с режиссёром Большого театра В. Лосским), и через пять дней ему доверили партию Джеральда в опере «Лакме» Л. Делиба. А вскоре перед зрителями предстал незабываемый, уникальный Лемешев-Герцог и Лемешев-Ленский.

Eugene Onegin. Lenskii - S.Lemeshev.jpg
В партии Ленского в опере «Евгений Онегин», 1931.

«…С Ленским же прошёл всю жизнь, не расставаясь не только на год, даже на месяц!.. Он рос и мужал вместе со мной, и все, чему я научился, что приобрел в опыте многолетней сценической работы, в раздумьях и наблюдениях, все, казалось, незаметно вкладывалось в его образ, что-то меняло, больше дополняло. Тысячи и тысячи раз я продумывал образ в целом и отдельные сцены, даже фразы. И, быть может, поэтому каждый раз я пел спектакль не так, как раньше, а хотя бы чуточку иначе.»
Сергей Лемешев

По отзывам современников, в его герое поражала естественность и правдивость, поразительная слиянность с пушкинским образом. Выход Лемешева на сцену производил незабываемое впечатление и неизменно сопровождался бурной овацией. Популярность артиста была безграничной, поистине народной: целая армия поклонников и поклонниц – «лемешистов» и «лемешисток» – повсюду следовала за своим кумиром.

Создавая образ идеального лирического героя, Лемешев продолжал традицию легендарного певца Леонида Собинова. Еще студентом, впервые увидев Собинова в «Евгении Онегине», он испытал настоящее потрясение и поначалу даже копировал его манеру. В студии Станиславского под руководством мастера кропотливо работал над образом, в котором впервые предстал на сцене в 1925 г. И постоянно его совершенствовал, тщательно продумывал рисунок роли и вновь корректировал, добавляя все новые штрихи – клавир «Онегина», испещрённый пометками, всегда стоял на его рояле. На сцене Большого Ленского он пел в постановках Леонида Баратова и Бориса Покровского, выступал в Берлинской государственной опере в 1947 г. Ленским Сергей Лемешев простился со сценой Большого театра 13 ноября 1965 года, спев пятисотый спектакль. А в 1966-м поставил «Евгения Онегина» для Оперной студии Московской консерватории.
И вновь, отмечая юбилей, Сергей Яковлевич пел в «Онегине».

Jubilee.jpg
Юбилей Сергея Лемешева, 1972. Поклоны по окончании спектакля «Евгений Онегин».

«В сознание людей моего поколения Сергей Яковлевич вошел, прежде всего, неповторимым по своей задушевности и чистоте образом Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Его Ленский — натура открытая и искренняя, вобравшая в себя характерные черты русского национального характера. Эта роль стала содержанием всей его творческой жизни, прозвучав величественным апофеозом на недавнем юбилее певца в Большом театре, который многие годы рукоплескал его триумфам.»
Людмила Зыкина

За четверть века (1931-1956) Сергей Лемешев исполнил на сцене Большого огромное количество партий из русской и западноевропейской классики. Среди них были и новые в его репертуаре – Дубровский («Дубровский» Э. Направника), Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Звездочёт («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова), Филиппетто («Четыре деспота» Э. Вольфа-Феррари). В операх советских композиторов оказался гораздо менее востребован – выходил в партиях Син Би-у («Никита Вершинин» Д. Кабалевского) и Джемала («Великая дружба» В. Мурадели). Неожиданно для многих его изумительный комедийный дар раскрылся в партиях Графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» Россини, блистательного Фра-Дьяволо из одноименной оперы Обера, лукавого поповича Афанасия Ивановича в «Сорочинской ярмарке» Мусоргского.

В начале 1950-х Лемешев проявил себя и в качестве оперного режиссера. Первой работой стала вердиевская «Травиата», осуществлённая вместе с труппой ленинградского Малого оперного театра (нынешнего Михайловского театра). А в 1957-м исполнилась заветная мечта великого артиста – на сцене филиала Большого (сейчас – театр Оперетты) он поставил «Вертера» Ж. Массне и исполнил в этом спектакле заглавную партию:
«…Самый точный Вертер, самый французский Вертер, самый всеобщий Вертер – был русский Лемешев. И пел он его не голосом, а сердцем, интуицией гениального художника.»
Владимир Федосеев

Werter. S.Lemeshev, Charlotte - K.Leonova.jpg
В партии Вертера в опере «Вертер». Шарлотта – Кира Леонова, 1957.

«Будучи прекрасным вокалистом и большим музыкантом, С.Я. Лемешев и свою роль, и всю постановку решал в первую очередь вокальными средствами. Этого он требовал от всех исполнителей и ещё в период работы в классах помогал певцам верно определить «зерно» образа и выразить его развитие голосовыми связками, спеть его», – вспоминала Кира Леонова, исполнительница партии Шарлотты на премьере спектакля.

Вертер стал его последней партией в Большом театре, однако до 1965 г. Сергей Лемешев продолжал периодически выступать на любимой сцене, в 1958-59 гг. занимал пост заместителя директора Большого театра. Преподавал в Московской консерватории, где руководил кафедрой оперной подготовки (1959-1961), а позже возглавил кафедру сольного пения (1969-1971).

Traviata_Lenskii - S.Lemeshev, Violetta - G.Vishnevskaya.jpg
В партии Альфреда в опере «Травиата». Виолетта – Галина Вишневская.

«Судьба распорядилась моим голосом сама. Назначение лирического тенора – петь любовь. Поэтому никакие злодеи в мой репертуар не попали. Все мои оперные герои обязательно любили – и Ленский, и Альфред, и Альмавива, и Дубровский… И даже Берендей в «Снегурочке» – он весь наполнен любовью к природе, солнцу... Другое дело, как я пел любовь. Мне хотелось, чтобы её не только видели глазами, но и чувствовали сердцем
Сергей Лемешев

Выставка продлится до 7 августа.