«Ни до, ни после него не было равных ему»

21.03.2014

В Хоровом зале исторического здания открывается тематическая экспозиция, призванная продемонстрировать вклад в историю Большого театра Модеста Петровича Мусоргского.


«Борис Годунов». Сцена из II действия. 1948 г.

Без Мусоргского Большой не полон, как не полон без его «Бориса Годунова» и «Хованщины» русский музыкальный театр в целом. «Борис Годунов» впервые был поставлен в Большом в 1888 г., «Хованщина» — в 1912 г. С тех пор эти оперы ставились неоднократно, и, если и покидали репертуар Большого театра, то ненадолго.

«Хованщина». Программка к спектаклю. 31 декабря 1912 г.
«Борис Годунов». Афиша первой постановки в Большом.

Над «Хованщиной» композитор работал последние девять лет своей жизни. Однако полные драматизма размышления о судьбах родины не мешали ему параллельно писать искрящиеся юмором страницы комической оперы «Сорочинская ярмарка». Эту оперу по мотивам одноименной повести Николая Гоголя ему также помешала закончить смерть. Но так же, как «Хованщина», она была дописана и оркестрована. В Большом театре «Сорочинская ярмарка» ставилась дважды — в 1925 г. (вариант с разговорными диалогами) и в 1952 г. (вариант Виссариона Шебалина, опиравшегося в своей работе на изыскания исследователя творчества Мусоргского Павла Ламма).


«Хованщина». Сцена из I действия. 1950 г.

Побывав на выставке в Хоровом зале, зрители получат возможность изучить историю постановок трех опер композитора в Большом: ее расскажут фотолетопись спектаклей и костюмы из коллекции музея театра.

Мусоргский в Большом — это легендарные страницы истории Большого, «написанные» великими певцами, дирижерами и режиссерами. Так, Федор Шаляпин пел заглавную партию в «Борисе Годунове» во второй постановке оперы в Большом (1901 г.) и партию Досифея в первой постановке «Хованщины». Как известно, он очень чтил композитора, благодаря творениям которого снискал свою великую славу: «Надеюсь, никто не упрекнет меня в патриотической тенденциозности, если я заявлю, что считаю Мусоргского самым гениальным создателем оперного реализма. Ни до, ни после него не было равных ему по вдохновению и творческому гению художника. В его произведениях не только слова и звук сливаются в одно целое, но и это целое сливается с действительностью». Таков был символ веры и у многих других служивших в Большом театре.