Большой славит Глинку

14.09.2014

Михаил Иванович Глинка встретил премьеры обеих своих опер в зале петербургского Большого Каменного театра. Но недаром это были первые русские оперы, пережившие своего создателя и прочно обосновавшиеся в репертуаре. Постановки в московском Большом не заставили себя долго ждать: «Жизнь за царя» появилась в Москве через шесть лет после петербургской премьеры — в 1842 г., «Руслан и Людмила» — через четыре, в 1846-м. Совершать путешествия из Петербурга в Москву для спектаклей и тем более названий было обычной практикой. Но Московский Большой с тех пор с Глинкой надолго не расставался и, как и петербургский Большой (затем Мариинский), сумел оставить в истории память о спектаклях-легендах.

Первые московские постановки были осуществлены силами петербургской труппы и шли в том же оформлении. В XIX столетии «Жизнь за царя» в московском Большом театре возобновлялась и ставилась неоднократно — в 1854, 1857 (новая постановка), 1872-м и в 1892 г. (новая постановка).

В 1902-м со дня первой постановки оперы в Москве исполнилось пятьдесят лет. Юбилейный спектакль оказался отмечен очень знаменательным дебютом: партию Антониды — впоследствии одну из ее коронных — исполнила только заканчивавшая консерваторию Антонина Нежданова. После этого выступления дебютантку приняли в труппу Большого театра, где она блистала в течение тридцати лет, став выдающейся исполнительницей партий в операх Глинки — как Антониды, так и Людмилы.

А. Нежданова в партии Антониды.
Через два года последовала еще одна легендарная постановка, объединившая двух друзей-гигантов: Сергея Рахманинова, стоявшего за дирижерским пультом, и Федора Шаляпина, исполнителя партии Сусанина. Спектакль шел вплоть до 1917 г., когда Октябрьская революция изгнала с русской сцены эту «монархическую» оперу.

Однако именно к празднованию 20-летней годовщины революции, как ни парадоксально, было принято решение (на самом высоком уровне) возродить «Сусанина». Поэту Сергею Городецкому было поручено переделать старинное либретто барона фона Розена, сделав акцент на жизни, отданной за Родину и народ, а не за царя. К Октябрю 37-го постановка не поспела. Но в 1939 г., когда состоялась премьера (дирижер-постановщик Самуил Самосуд, режиссер Борис Мордвинов), народно-патриотическое звучание «Ивана Сусанина» оказалось еще более актуальным. Опера обрела новое либретто и старое название: сам Глинка намеревался назвать ее как раз по имени главного героя. «Промежуточный» вариант — «Смерть за царя» отверг сам царь, Николай I, выбрав «Жизнь», за которой и «разместил» Сусанина: полное название звучало как «Жизнь за царя, или Иван Сусанин». В годы Великой Отечественной войны Большой театр возобновил этот спектакль в Куйбышеве (ныне Самара), куда был эвакуирован. Впоследствии он шел на сцене филиала (ныне «Московская оперетта»).

В 1945 г. была осуществлена новая постановка (дирижер-постановщик Арий Пазовский, режиссер Леонид Баратова, художник Петр Вильямс), которой было суждено войти в так называемый золотой фонд Большого театра. В преддверии Победы подвиг костромского крестьянина, сумевшего противостоять иноземным захватчикам, зазвучал с новой силой. Спектакль был высоко оценен критикой, бережно сохранялся долгие годы и просуществовал в репертуаре до 1972 г. А в 1997 г. пережил капитальное возобновление и шел еще почти десять лет: последнее представление состоялось 15 марта 2006 года.

Сцена из спектакля «Иван Сусанин». I действие. Постановка 1945 г.

Но еще до 97-го года — в 1989-м — была вписана еще одна любопытная глава в историю этой оперы на сцене Большого: она была поставлена в соответствии с драматургическим планом самого Глинки, барона фон Розена и их соавторов и вновь получила свое историческое название — «Жизнь за царя» (дирижер-постановщик Александр Лазарев, режиссер Николай Кузнецов, художник Валерий Левенталь).

«Сусанин» — особая опера в жизни Большого театра. В течение многих лет ею открывался каждый новый театральный сезон Большого. А на главном занавесе и его арлекине изображены первые ноты канта-молитвы «Славься, русский царь» из этой оперы. Причем, ноты эти никогда не менялись даже в советское время.

Сценическая судьба оперы «Руслан и Людмила» поначалу была не столь благополучной, как у ее предшественницы. После московской премьеры 1846 г. спектакль прошел всего лишь одиннадцать раз и сошел с репертуара. Вновь эта опера зазвучала в Большом только в 1868 г. Затем была поставлена в 1882 г., и этот спектакль несколько раз возобновлялся впоследствии — в 1885, 1890 и 1897 гг.

Яркая, красочная версия была создана в 1907-м (дирижер-постановщик Вячеслав Сук, режиссер Петр Мельников): в качестве сценографов выступили Константин Коровин и Александр Головин.


К. Коровин. «Руслан и Людмила». Эскиз декорации ко II действию.1907 г.
В 1931 г. зрители увидели «очень необычного Глинку» — дирижер-постановщик Николай Голованов, режиссер Николай Смолич, художник Петр Соколов поставили оперу «как языческое игрище во славу оплодотворения солнцем земли» (цитата из Бориса Асафьева).

Следующее необычное прочтение (дирижер-постановщик Самуил Самосуд, режиссер Ростислав Захаров, художник Валентина Ходасевич) было предложено в год, когда вся страна усердно перечитывала Пушкина. В 1937-м широко отмечалась столетняя годовщина гибели поэта, и Большой, разумеется, не остался в стороне. «Руслан» стал феерией с полетами, превращениями и другими чудесами. Заглавные партии на премьере исполнили Марк Рейзен и Валерия Барсова.

В 1948 г. родился еще один яркий спектакль (дирижер Александр Мелик-Пашаев, режиссер Ростислав Захаров, художник Владимир Дмитриев), имевший очень большой успех и продержавшийся в репертуаре до 1962 г. Серди исполнителей были такие блистательные солисты оперной труппы, как Иван Петров, Ирина Масленникова, Сергей Лемешев.

В 1972 г. режиссер-постановщик Борис Покровский вновь поставил «Руслана и Людмилу» как «преданья старины глубокой», как действо, развернувшееся в языческие, дохристианские времена, при этом начисто лишив его былинной статичности и насытив юмором и динамизмом. Эта постановка (дирижер Ю. Симонов, художник Иосиф Сумбаташвили) сохранялась в репертуаре до 1981 г.


Сцена из спектакля «Руслан и Людмила». Постановка 1972 г.
В 2003 г. опера прозвучала в «костюмированном» концертном исполнении под управлением Александра Ведерникова.

Наконец, первой премьерой, которой открылась Историческая сцена Большого после реконструкции, была новая версия «Руслана и Людмилы», предложенная Дмитрием Черняковым (дирижер-постановщик Владимир Юровский). Эта премьера расколола зрителей на две части, вызвав у одних горячий восторг, у других — полное неприятие, и заставила знатоков театральной истории провести параллели со знаменитым скандалом, разразившимся на премьере пьесы В. Гюго «Эрнани» в театре «Комеди франсез» (1830 г.), когда «романтики» схлестнулись с не желавшими сдавать свои позиции «классицистами».