К 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова18.09.2014
Что связывает Большой театр с одним из величайших поэтов России? Например, известная цитата из «Панорамы Москвы» — юношеского сочинения, написанного в период обучения в Школе гвардейских подпрапорщиков . Взгляд на архитектурные красоты Москвы с Колокольни Ивана Великого останавливается, в том числе, и на величественном здании Большого Петровского театра (предшественнике нынешнего исторического здания Большого). Оно восхищает молодого литератора-гвардейца: «Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!» ![]() Мастерская К. Коровина. Эскизы костюмов к опере «Демон». ![]() К. Коровин. Эскиз костюма Демона. Среди исполнителей был ряд выдающихся артистов. Однако эпохальным стало исполнение Шаляпина, который прославил эту оперу на подмостках театров сразу двух столиц. В воспоминаниях Константина Коровина есть любопытный эпизод, рассказывающий о том, как Шаляпин, готовившийся к своему бенефису и недовольный работой дирижера, на репетиции сам продирижировал партией Демона, чтобы показать, как это должно звучать на самом деле: «Ведь Рубинштейн был умный человек, а вы все ноты играете, как метрономы. <...> Конечно, мелодия выходит, но всего нотами не изобразишь!» В 1942 г. предполагалось поставить оперу заново, замысел этот осуществлен не был, однако он оставил в наследство Большому великолепные эскизы Петра Вильямса. ![]() П. Вильямс. Эскиз декорации к опере «Демон». «Бэла» была показана в Большом всего 12 раз. Первое представление (мировая премьера, как сказали бы сейчас) на сцене филиала прошло 29 ноября 1946 г., последнее — 11 мая 1947 г. Состав постановочной команды выглядит очень впечатляюще: дирижер — совсем еще молодой в то время и не задолго перед тем принятый в Большой Кирилл Кондрашин и такой же молодой и тоже совсем недавно «призванный» Борис Покровский. Но среди них был уже и мэтр — замечательный театральный художник Владимир Дмитриев. Очередная попытка заказать и поставить современное сочинение была предпринята, тем более симпатичная, что сюжет был выбран из классической литературы. Среди первых исполнителей — Елена Кругликова (заглавная партия), Григорий Большаков (Печорин), Павел Лисициан (Казбич). Однако наибольшее одобрение критики заслужила великолепная работа художника Владимира Дмитриева. «Театр увел „Бэлу“ с предгорья Северного Кавказа к горным массивам и наполнил сцену теснинами: снежными вершинами, причудливыми скалами, висящими в воздухе мостиками. Поскольку за это взялся художник В. Дмитриев, результат получился прекрасный, радующий взор зрителя...» Музей Большого театра покажет на выставке 26 экспонатов, среди которых эскизы Константина Коровина, Петра Вильямса и Тамары Старженецкой к опере «Демон» А. Рубинштейна, эскизы Владимира Дмитриева к опере «Бэла», а так же клавир этой оперы с автографом композитора Анатолия Александрова. Лермонтов по-прежнему «герой нашего романа». На будущий год (но не раньше, чем поэту исполнится 201!) в Большом запланирована мировая премьера балета (специально заказанная музыка — Ильи Демуцкого и, соответственно, новая постановка — Юрия Посохова и Кирилла Серебренникова) по мотивам цикла повестей «Герой нашего времени». Премьера намечена на середину июня — так что через некоторое время будут экспонаты и для новых лермонтовских выставок. ВЫСТАВКА БУДЕТ РАБОТАТЬ с 18 СЕНТЯБРЯ по 10 ДЕКАБРЯ 2014 г. Музей им. Пушкина находится по адресу ул. Пречистенка, 12/2. Проезд: станция метро «Кропоткинская». Музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30); по четвергам — с 12.00 до 21.00 (касса — до 20.30). Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Распечатать ![]()
|