Взгляд на Уайльда из Большого театра

23.09.2014

«На выставке будут показаны рисунки и серии гравюр Обри Бердслея к пьесе Оскара Уайльда «Саломея» и другим произведениям мировой классики, работы русских «бердслеистов» — Константина Сомова и Льва Бакста, Николая Феофилактова и Мисс (Анны Ремизовой-Васильевой), Сергея Лодыгина и Дмитрия Митрохина, а также русские и британские художественные журналы, в которых работали Бердслей, Уайльд и их последователи, книги и автографы Уайльда, фотографии и архивные материалы. Всего в экспозицию войдут около 150 произведений из Музея Виктории и Альберта, Галереи Тейт, Британского музея, Национальной портретной галереи (Лондон), Британской библиотеки, а также из Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского музея, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Музея ГАБТ России и других собраний. Выбранная Уайльдом, а вслед за ним — Обри Бердслеем роль денди-эстета превратилась в своего рода визитную карточку художественных направлений, связанных с теориями «искусства ради искусства», которые нашли блестящее отражение в русской культуре «Серебряного века». (сайт ГМИИ им. Пушкина).

Музей Большого театра выставляет эскиз костюма для концертного номера «Танец Саломеи» (художник Федор Федоровский) и эскиз костюма главной героини к опере «Саломея» Р. Штрауса (художник Михаил Курилко).

«Танец Саломеи» на музыку из оперы «Саломея», в основу которой положена одноименная пьеса Оскара Уайльда, был показан 6 февраля 1921 г. в рамках балетного вечера, состоявшего из трех названий. Вечер был знаменательным и с балетной, и с чисто музыкальной точек зрения. Он рекомендовал публике новую музыку, совсем недавно созданную на Западе: в афише значились имена Рихард Штраус, Стравинский и Равель. К тому же, именно тогда на сцене Большого впервые был показан балет «Петрушка», поставленный выдающимся характерным танцовщиком Большого театра Владимиром Рябцевым по мотивам оригинала Михаила Фокина.
Рябцев также сочинил для этой программы концертный номер — «Воинственный танец» на музыку из балета «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (исполнителями были звезды балетной труппы Большого Екатерина Гельцер и Леонид Жуков).


Костюм Саломеи. Художник Ф. Федоровский.
«Танец Саломеи» был постановкой тогдашнего руководителя балетной труппы, великого реформатора искусства балета Александра Горского. Созданный специально для балерины Александры Балашовой, он стал ее последней работой в Большом. Вскоре она уехала за границу. Балашова прославилась как очень способная артистка деми-характерного амплуа, после отъезда на Запад некоторое время продолжала сценическую карьеру, возобновляла русские версии знаменитых балетов (например, «Тщетную предосторожность» в Страсбурге), затем основала в Париже свою частную балетную школу. Многолетняя блестящая деятельность в Большом легендарного художника Федора Федоровского, недавно ставшего героем масштабной персональной выставки в Третьяковской галерее (9.04 — 3.08.2014), началась как раз с концертных номеров «Танец Саломеи» и «Воинственный танец»: это были его первые работы в качестве заведующего постановочной частью Большого театра.

Премьера самой оперы Рихарда Штрауса в Большом состоялась 11 июня 1925 г. Спектакль прошел всего 15 раз, его сценическая жизнь завершилась 15 июня 1929 г. С тех пор «Саломея» в Большом никогда не ставилась. Собственно, и в 20-е годы она попала на сцену практически чудом, хотя в те времена подобные чудеса еще имели место. Постановка была родом из Ленингада: свой спектакль из ГАТОБа (ныне Мариинский театр) перенес на сцену Большого режиссер Иосиф Лапицкий. В качестве дирижера-постановщика выступил тогдашний главный дирижер Большого Вячеслав Сук. Заглавную партию пела солистка ГАТОБа Валентина Павловская, в партии Иоканаана выступил выдающийся артист оперной труппы Большого театра Владимир Политковский, партию Ирода исполнял в то время служивший в Большом известный украинский певец Михаил Микиша.

Костюм Саломеи. Художник М. Курилко.
Почему «Саломея» оказалась такой экзотической и не задержавшейся на сцене гостьей напомнят труды по истории Большого театра, в которых авторы сквозь идеологически выдержанные пассажи все же пытаются отметить кое-какие ценности «чуждой» музыки :

«Но в годы, когда надо было, в первую очередь, сохранить основные столпы национальной культуры, Большой театр правильно поступил, отказавшись от постановок посредственных опер второсортных западных авторов. Исключение было сделано только для оперы крупного немецкого композитора Рихарда Штрауса — «Саломея», значившейся в репертуаре театра около пяти лет. <...> К чести московской критики, она сразу признала, что «Саломея» по своему замыслу неприемлема для советского театра, что содержание этой оперы, написанной по одноименной пьесе Оскара Уайльда, своей антигуманистической сущностью чуждо нашим зрителям. Действительно, несмотря на изысканное мастерство композитора, сюжет и образы «Саломеи» и сейчас вызывают неприятное чувство. Одноактная драма до предела насыщена извращенными страстями. <...> Экспрессивность музыки, использующей предельные звуки верхнего регистра голосов в сочетании с патологией сюжета, вряд ли отвечали настроениям новой аудитории.
<...> Тем не менее, напряженная драматургия и особенно блестящий, пышный оркестр (рассчитанный на 110 исполнителей), великолепное его звучание под управлением В. Сука, выразительное пение и игра певцов, увлекли многих. «Для будущего такой спектакль в тысячу раз нужнее «Фауста» и «Гугенот», не найти в современной музыкальной драме большего блеска, размаха, темперамента«,— восклицал Ев­гений Браудо, предлагая не принимать «слишком всерьез» yи «святости» Иоканаана, ни «извращенности» Саломеи и вообще не обращать внимание на психологическую сущность дейст­вующих лиц("Известия«, 13 июня 1925). Сергей Богуславский, также не принимая идейный замысел оперы Штрауса, в которой сплетаются переживания «патологически одержимой женщины-садистки и отрешенного мистика», все же оценивает спектакль как «художественное событие» (Е. Грошева «Большой театр Союза ССР», Москва, «Музыка», 1978 г.).

Замечательный театральный художник Михаил Курилко, художник-постановщик «Саломеи» (и в Большом, и в ГАТОБе) в 1924-28 гг. был главным художником Большого театра, оформил «первый советский балет на современную тему» «Красный мак», вдобавок написав для него либретто.


Выставка будет работать с 23 сентября по 16 ноября 2014 г.
Адрес: ул. Волхонка, 14
Проезд : станции метро «Кропоткинская», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина»
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. открыта ежедневно с 11:00 до 20:00 (касса с 11:00 до 19:00);
по четвергам с 11:00 до 21:00
Выходной день — понедельник.