Образы Маквалы Касрашвили13.03.2022
![]() В партии Тоски. Скарпиа – Владимир Валайтис. Фото Г. Соловьёва. «Я так рано начала мечтать о карьере певицы, что у меня не оставалось времени подумать о других профессиях». Маквала Каcрашвили «Меня вела судьба. Она дала мне возможность не только петь в лучших театрах мира, но и подарила дружбу с уникальными людьми», - сказала Маквала Филимоновна Касрашвили в одном из интервью. В 1966 г. она впервые спела в Большом театре СССР – это были годы, когда прославленная труппа переживала «золотой век», с триумфом выступая на мировых оперных сценах. В блистательном созвездии голосов Большого молодая певица, выпускница класса профессора Тбилисской консерватории Веры Давыдовой, не затерялась, в первые же годы продемонстрировав высочайший профессионализм, голос яркого, насыщенного тембра и выдающийся актерский талант. Елена Образцова, Галина Вишневская, Владимир Атлантов, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко – оперные корифеи Большого отдавали должное таланту и работоспособности молодой коллеги и с неизменным восхищением отзывались о создаваемых ею сценических образах. А за свою карьеру она их создала немало – это и классические героини опер П. Чайковского (Татьяна, Лиза, Иоланта), Ольга в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова, прокофьевские Наташа в «Войне и мире» и Любка в «Семене Котко», Донна Анна в «Каменном госте» А. Даргомыжского… Жажда нового, бесстрашие перед художественными экспериментами приводили Маквалу Касрашвили к подлинным открытиям. Так, она впервые спела в нашем театре Полину («Игрок» С. Прокофьева), Тамару («Похищение луны» О. Тактакишвили), исполняла главные партии в таких «раритетах» русского музыкального театра, как «Франческа да Римини» С. Рахманинова, «Млада» Н. Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» П. Чайковского. Незабываемой стала ее трактовка образа Февронии в «Сказании о граде Китеже» Н. Римского-Корсакова, первой постановке этой оперы в Большом, осуществленной – по инициативе маэстро Евгения Светланова – без единой купюры. Уже много позже, в XXI столетии по приглашению режиссера Франчески Замбелло она спела на Бард-фестивале в США партии Подточиной и Вавы («Нос» и «Москва-Черемушки» Д. Шостаковича). ![]() Костюм Полины. Опера «Игрок». Не меньший успех сопровождал певицу и когда она исполняла западный репертуар. Ее данные как будто были созданы для воплощения героинь опер Дж. Верди, Дж. Пуччини, П. Масканьи… Если дебют Маквалы Касрашвили в Метрополитен-опере (1979 г.) состоялся в опере «Евгений Онегин», то четыре сезона работы в лондонском театре Ковент-Гарден открыли в ней настоящую моцартовскую певицу (Вителлия в «Милосердии Тита» и Донна Анна в «Дон Жуане»), впрочем, еще на заре своей карьеры в Большом она спела Графиню в «Свадьбе Фигаро». Неоднократно выходила она на сцену в операх Верди: в партии Аиды (Баварская государственная опера, Венская опера, Арена ди Верона, Лирическая опера Чикаго), Амелии в «Бале-маскараде» (Метрополитен-опера, Баварская государственная опера), Елизаветы в «Дон Карлосе» (Савонлиннский оперный фестиваль), в партии Сантуццы в опере «Сельская честь» Масканьи (Финская национальная опера, оперные театры Сиэттла, Вашингтона и Хьюстона). Но, пожалуй, партией всей ее жизни стала Тоска. Более тридцати лет она пела в легендарной постановке Бориса Покровского в Большом, выступала в этой опере Пуччини на сцене Норвежской национальной оперы, Большого театра Варшавы и Большой оперы Флориды. Маквала Касрашвили выступала на ведущих концертных сценах нашей страны, Европы и США. В ее репертуаре – романсы русских и зарубежных композиторов, «Маленькая торжественная месса» Дж. Россини и Te Deum А. Брукнера, «Реквием» Дж. Верди и «Военный реквием» Б. Бриттена, Четырнадцатая симфония и вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» Д. Шостаковича. ![]() В заглавной партии в опере «Сказание о невидимом Граде Китеже и деве Февронии». Фото Г. Соловьёва. Распечатать ![]()
|