Искусство сохранять мгновенья

29.06.2018

григорьев.снегурочка.jpg
Борис Григорьев. Эскиз декорации к опере «Снегурочка». 1919 г.
Неосуществленный проект.

Искусство театра – хрупкая и недолговечная материя (хотя, помимо остановленных мгновений – фотографий, давно знает уже и протяженные периоды, запечатленные кино- или видеокамерой), но как бы там ни было, оно оставляет еще и массу вещественных знаков тех невещественных отношений, что устанавливаются между артистами на сцене и артистами и зрителями в зале. Музей Большого, который нынче юбиляр (в этом году ему исполняется сто лет), в честь своего праздника устраивает выставки совершенно не мимолетные, а длительные, масштабные и вполне исторические. Так, в музее им. Радищева разместилось СТО СОРОК экспонатов.

Это эскизы декораций Петра Вильямса (балеты «Золушка», 1945 г., «Ромео и Джульетта», 1946 г.), Вадима Рындина («Дон Кихот», постановка балета 1940 г.; «Снегурочка», постановка оперы 1954 г.), Ильи Глазунова (опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 1983 г.); Бориса Григорьева (1919 г., неосуществленная постановка оперы «Снегурочка»), а также эскизы костюмов Константина Коровина и Александра Головина. Кроме того, представлены работы замечательных сценографов, которые определяли «фасад» спектаклей Большого во второй половине XX столетия, – Симона Вирсаладзе, Валерия Левенталя и Бориса Мессерера.

ЛО-костюмЛСеменяки-2.jpg
Костюм Одетты, в котором танцевала Людмила Семеняка. 1976 г.

Солидный раздел экспозиции составили подлинные костюмы легендарных артистов Большого: Джульетты Майи Плисецкой, Марфы Ирины Архиповой («Хованщина»), Кончаковны Елены Образцовой («Князь Игорь»), Одиллии Екатерины Максимовой («Лебединое озеро»), Одетты Людмилы Семеняки («Лебединое озеро»), Князя Юрия Александра Ведерникова («Китеж»), Красса Мариса Лиепы («Спартак»). «Обувная» составляющая решительно переносит нас в современность: выставленные балетные туфли до того, как заняли свое место в фондах музея Большого, принадлежали прима-балерине Светлане Захаровой и недавнему премьеру театра Николаю Цискаридзе.

Предметами сценического «быта» (бутафорией) представлены балеты «Конек-горбунок» и «Лебединое озеро», которое к тому же «заслужило» отдельный, собственный раздел на этой выставке, что и неудивительно, если учесть, что первая постановка этого балета состоялась именно в Большом и в прошлом году отметила свой 140-летний юбилей.

Еще один специальный раздел представляет творчество Федора Федоровского, замечательного художника, работавшего в Большом на протяжении трех десятилетий (1920-50 гг.) и знаковой фигуры для нашего музея, поскольку именно Федор Федорович Федоровский и положил ему начало в 1918 г.

Как и всегда, картину довершают афиши, программки и фотографии сцен из спектаклей.

Музей им. Радищева отнюдь не случайно назначил открытие выставки на 29 июня: в этот день он «именинник» и посчитал такое мероприятие хорошим подарком для себя и для своих гостей (среди которых – генеральный директор Большого театра Владимир Урин и его заместитель Дмитрий Кияненко). Начал свою историю этот музей в 1885 г., став первым общедоступным музеем в российской провинции. Так что он старше нашего на целых тридцать три года (но зато на целых семь лет моложе «Лебединого озера» Большого).
   
Это не первый опыт сотрудничества: в 2014 г. наш музей давал свои экспонаты на выставку «Шнитке. Schnittke», которая была развернута в Саратовском художественном музее в честь выдающегося композитора, уроженца этих мест, и откуда затем отправилась в Москву и Гамбург.

Выставка «Искусства миг» работает с 29 июня по 23 сентября 2018 г. в здании музея, расположенном по адресу ул. Радищева, 39 (так называемый Инженерный корпус – памятник архитектуры федерального значения).

Расписание работы музея:
вторник, среда, суббота, воскресенье: 10:00-18:00
четверг, пятница: 12:00-20:00
выходной: понедельник
Касса заканчивает работу за час до закрытия музея.


ryndin_snow-maiden.jpg
Вадим Рындин. Эскиз декорации к опере «Снегурочка». 1954 г.