Хранить и любить вечно!

14.04.2019

Тысячу двести квадратных метров составляет пространство Нового манежа в Георгиевском переулке, – кажется, оно немаленькое, но для нашего музея оказалось не таким уж и большим. Чуть более шестисот предметов разместили его сотрудники на этом пространстве, и это лишь крошечная часть коллекции, причем не всей, которой располагает музей, а только той ее части, что каталогизирована (занесена в Государственный каталог Музейного фонда РФ). Каталогизация – одна из важнейших составляющих музейной работы. Предметы, «попадающие» в музей (нередко благодаря специальным усилиям и «переговорам»), нужно разобрать, оценить сохранность каждого, дать полное описание, сфотографировать и отразить выставочные «маршруты». Наш музей работает над этим постоянно, но с тем же постоянством пополняются и наши фонды.

Сто лет – и шесть сотен предметов. Выставка сформирована по хронологическому принципу, однако она полна сюрпризов. Не только потому, что не было в истории Большого ни одного ничем не примечательного периода и выставлены экспонаты самые любопытные. Они еще и поданы очень изобретательно и с учетом всех новейших веяний музейного дела. Посетителей ожидают яркие слайд-шоу (карнавал анимированных эскизов!) и увлекательно-познавательный фильм. Можно составить представление о том, как создаются будущие музейные «предметы» – бутафория и декорации, у которых есть такая очень востребованная музеем «предварительная» стадия существования, как макет. От макета – к настоящей полноценной декорации. Кому бы не хотелось проследить этот интересный путь воплощения вещественной сценической реальности? (Спойлер: одна из центральных «зон» выставки с помощью фотографий и некоторых «специальных» предметов практически «переместит» посетителей в мастерские Большого театра).

Сто лет – это много. Но «Сто лет вместе» вовсе не означает, что наш музей способен «отчитаться» только за последнее столетие 243-летней истории Большого. Как говорит г-жа Лидия Харина, директор музея Большого театра с 2001 года, «мы благодарны всем, кто был до нас и сохранил все то, что мы сейчас имеем».

А самое раннее, что мы имеем, – костюмы XVIII столетия, атрибутировать которые помогли сотрудники Исторического музея. Четыре камзола. Существует гипотеза, что они попали в Большой из гардероба князя Потемкина. Разной степени сохранности, в той или иной степени подвергавшиеся реставрации и ожидающие ее очередных этапов. Восстановлена история их появления в Большом: в 1853 г. сгорело здание театра, и в огне погиб весь театральный гардероб. Восстановить который помогли… потенциальные зрители. К ним через газеты обратились с просьбой помочь, кто чем может. Один из этих костюмов (они требуют особых условий хранения и могут находиться только в горизонтальном положении) представлен на выставке. Таким образом, отправной точкой в хронологическом развертывании нашей музейно-театральной истории стал век давно минувший – XVIII-й.

В 1825 г. открылось здание Большого Петровского театра – то самое, которое исчезло спустя без малого тридцать лет в пламени сокрушительного пожара. Одним из последних редкостных приобретений нашего музея стали объявления о его открытии с указанием стоимости мест. Сколько стоит посетить Большой? Этот вопрос всегда остается одним из самых насущных. Теперь можно узнать, во сколько это обходилось почтеннейшей публике почти двести лет назад.

Chaliapin-Golovin.jpg
Александр Головин. Портрет Федора Шаляпина в партии Демона
в одноименной опере А. Рубинштейна, 1906 г.

И хотя уже почти два десятилетия истории Большого в XXI веке тоже стали достоянием нашего музея, самой обширной частью экспозиции, конечно, будет именно ее историческая часть. Тут есть чем гордиться. Например, пастельным портретом Федора Шаляпина в заглавной партии в опере «Демон», выполненным Александром Головиным. Этот раритет (нет даже фотографий Шаляпина в роли Демона, сохранились практически одни лишь только шаржи) хорошо «подготовился» к выставке – был недавно отреставрирован и теперь может предстать во всем своем блеске. (Напомним, что дебют Шаляпина в этой партии состоялся как раз на сцене Большого.) Среди других реликвий, экспонированных в Новом Манеже и составляющих предмет нашей особой гордости, – гримировальный столик Шаляпина, ларец с бутафорскими украшениями Марии Максаковой, веера, принадлежавшие Марии Тальони и Анне Павловой (которыми те, может быть, обмахивались и находясь в зрительном зале Большого театра).

Maksakova-box.jpg
Ларец Марии Максаковой. 

Посетителям предстоит воочию убедиться в том, что у нас и театр Большой, и музей – ему под стать. У музея Большого огромные фонды – театральной обуви и костюмов, афиш и программ, рукописей (например, мы храним интереснейший архив хореографа Александра Горского – материалы из этого фонда в ближайшее время должны выйти из печати; не менее любопытный архив маэстро Вячеслова Сука, главного дирижера театра в 1906-33 гг.), эскизов костюмов, живописи и графики (прежде всего эскизов декораций) и даже скульптуры. Располагаем богатейшей коллекцией фотографий (многие с автографами, суть которых – выражение бесконечной любви к Большому театру). Рукописный фонд обладает такими драгоценными свидетельствами эпохи военных лет, как собрание писем, которые артисты Большого писали на фронт.

Возможно, для многих посетителей Нового манежа станет откровением, что Большой и в прошлом не был оплотом исключительно «академической» культуры: театральный авангард – интереснейший этап в развитии русского театра – оставил память о себе и в истории Большого, а значит, и в коллекции нашего музея. Собрание этого периода настолько разнообразно и драгоценно, что даже не уступает по своей значимости соответствующей коллекции своего «собрата» и постоянного партнера – Театрального музея им. Бахрушина. В Новом манеже можно познакомиться с очень впечатляющими эскизами костюмов и декораций к опере «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, выполненными Борисом Григорьевым. Постановка не была осуществлена, но эскизов осталось очень много. Совсем недавно они «участвовали» в грандиозной выставке, посвященной 125-летию художника: сначала отправились а в Санкт-Петербург в Русский музей, а затем вернулись вместе с этой выставкой в Москву и обосновались на время в Третьяковской галерее. 

BGrigoriev.jpg
Борис Григорьев. Эскиз декорации к опере «Снегурочка» (неосуществленная постановка), 1920 г.

С учетом интереса наших юных зрителей, которых, надеемся, родители захотят познакомить и с выставкой в честь юбилея нашего музея (обращаем внимание на то, что она будет работать в течение всех зимних каникул), воссозданы – эскизами, костюмами и фотографиями – образы трех спектаклей Большого, необыкновенно красочных в своем оформлении. Это опера «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова (художник Марина Соколова, постановка Георгия Ансимова) и два балета – «Чиполлино» К. Хачатуряна (художник Валерий Левенталь, постановка Г. Майорова) и «Конек-Горбунок» Р. Щедрина (художник Борис Мессерер, постановка Н. Андросова). А как все смотрелось на сцене, даже воображать не надо, поскольку демонстрируется наглядно: картину довершает видеозапись этих спектаклей.

Музей Большого относится к так называемым музеям закрытого типа (и это еще один аргумент в пользу непременного посещения этой выставки – круглый год такие богатства не увидишь!), что тем не менее не мешает ему неустанно заниматься просветительской деятельностью. Он регулярно принимает участие в выставках других музеев и проводит собственные, с равным успехом экспонируя свои раритеты на самых престижных зарубежных площадках и в музеях больших и малых городов России. Выставочная деятельность музея Большого на самом деле способна поразить воображение своим размахом, в чем можно удостовериться здесь.

Роскошный альбом специально к выставке «Музей и театр. 100 лет вместе» выпустило издательство «Кучково поле», уже сотрудничавшее с нами. (Редкий балетоман не захотел приобрести великолепный фотоальбом «Московский императорский Большой театр в фотографиях: 1860-1917. Из собрания Музея Большого театра», изданный в 2013 г. «Кучковым полем»). Альбом – количество экземпляров ограниченно, так что думаем, что только в первые дни! – можно будет приобрести в Новом Манеже на нашей выставке.