Избранные фотографии дадут возможность во всей полноте проследить творческий и педагогический пути Софьи Головкиной. Ипостась солистки балетной труппы Большого театра раскрывается в партиях Раймонды, Одетты («Лебединое озеро»), Никии («Баядерка»), Дианы Мирель («Пламя Парижа»), Царь-девицы («Конек-горбунок» Пуни-Горского), Сванильды («Коппелия»), Тао Хоа («Красный мак»), Хозяйки Медной горы «Каменный цветок») и др. Как проходил репетиционный процесс, можно узнать на примере балета «Тропою грома» К. Караева, который был перенесен постановщиком Константином Сергеевым на сцену Большого через год после премьеры в Мариинском (тогда Кировском) театре.
Большое количество фотографий иллюстрирует, как вела репетиции сама Головкина и как общалась со своими учениками. Представлены сцены из поставленных ею спектаклей с участием ее самых знаменитых учениц. Запечатлены финальные поклоны и неформальное общение с учениками за кулисами и в репетиционных залах.
Очень красочные снимки посвящены повторяющемуся каждый год главному для любой школы дню — Первому сентября. На них, как и на многих других, фигурирует предмет особой гордости педагога Головкиной — здание Московской государственной академии хореографии на 2-й Фрунзенской улице.
В партии Дианы Мирель.
«Пламя Парижа».
Фото из музея Большого театра. |
Репетиция на сцене учебного театра
Московской государственной
академии хореографии. |
В партии Царь-девицы.
"Конек-горбунок".
Фото из музея Большого театра. |
В балетную труппу Большого театра
Софья Головкина была принята в 1933 г. Репертуар набирала быстро, но еще стремительнее передвигалась по сцене. Характер ее дарования как нельзя лучше подходил пронизанному героико-патриотическим пафосом советскому балету эпохи 30-50-х годов. Бешеная энергия и героическая манера танца балерины стали легендой. Светлана в одноименном балете Д. Клебанова, Диана Мирель в «Пламени Парижа», Тао Хоа в «Красном маке» — накал страстей, присущий этим образам, отражавшим не только стремление к социальной справедливости, но и готовность бороться, добиваясь ее осуществления, она довела до самого высокого градуса. Однако неготовность безропотно покоряться жестокой судьбе была свойственна и ее классическим героиням, в танце которых всегда была отчетливо слышна протестная нота. И публика, и власть отличали эту танцовщицу. Известная британская журналистка Айрис Морли, московский корреспондент газеты «Обсервер» в своей знаменитой книге «Советский балет» (1945 г.) отметила и героику танца, и виртуозность, приводившую публику в экстаз: 32 бравурных фуэте не сходя с места, как «на почтовой марке».
Она излучала энергию не только на сцене, но и в повседневной жизни, демонстрируя самую активную жизненную позицию. В годы войны молодая артистка оставалась в Москве и не только танцевала в спектаклях театра, шедших на сцене филиала, и в концертах, но и дежурила ночами на крышах и работала в госпиталях.
В 1959 г. она закончила танцевать и обратилась к педагогической деятельности, поступив на службу в Московское хореографическое училище. Уже в 60-м она была назначена его директором. В 61-м МХУ стало МАХУ: его причислили к рангу академических учреждений культуры. А в 62-м, безусловно, с учетом новой сферы приложения сил, была удостоена звания народной артистки РСФСР. В 1967-м ее стараниями училище переехало в новое комфортабельное здание с просторными репетиционными помещениями и учебным театром на 600 мест. В 1973 г. успехи на поприще главного учителя танцев Москвы принесли ей звание народной артистки СССР.
Софью Головкину считали государственным человеком, умевшим ладить с властями и добиваться поставленных целей. Она умножила интерес к российскому балету, добившись возможности для своего училища регулярно выезжать на зарубежные гастроли. Профильное учебное заведение, дававшее среднее образование, ее стараниями было дополнено институтскими курсами, и, в конце концов, получившийся конгломерат достиг самых горних вершин, начав именоваться академией.
Отдельная заслуга ректора академии Софьи Головкиной была в том, что она не позволила делу своей жизни развалиться в годы перестройки. Училище не только не пропало, но даже устремилось к новым горизонтам. И к новым рубежам. В 80-90 гг. работал Институт русского балета в Токио, в 90-е — летняя балетная школа в г. Вейле (США, штат Колорадо). «Обыкновенно вы переманивали к себе русских звезд, а теперь настало время для вас воспитывать своих собственных», — заявила г-жа Головкина корреспонденту агентства Ассошиэйтед пресс, бравшему у нее интервью по поводу открытия американской школы. Видимо, целеустремленности и обаянию этой женщины трудно было противостоять. В 1993 г. в г. Вейле пересеклись ее пути с г-ном Клинтоном, тогдашним президентом США. Она сумела убедить г-на президента подняться на сцену и присоединиться к финальным поклонам своих учеников, что, конечно, заставило американскую общественность сфокусировать внимание на ее детище.
Несть числа великолепным артисткам, выпускавшимся в большую балетную жизнь «по классу Софьи Головкиной». Наталия Бессмертнова, Нина Сорокина, Марина Леонова, Алла Михальченко, Галина Степаненко, Надежда Грачева, Анна Антоничева, Анастасия Яценко, Мария Аллаш, Мария Александрова, Нина Капцова — цвет Большого балета разных поколений.
Первое сентября. |
Здание училища. |