Италия... Именно здесь на заре XVII столетия зародилась новая эра музыкального искусства. Появляется и расцветает жанр оперы, вскоре занявший господствующее место в музыкальном пантеоне и ставший главным предметом внимания и любви публики (в это же время рождаются и другие светские жанры: оратории, кантаты, концерты, сонаты). Возникает небывалая до сего времени широта и свобода музыкально-выразительных средств. Совершенствование исполнительского мастерства в вокале («belcanto») и игре на струнных инструментах, казалось, превосходит все мыслимые пределы виртуозности. Эти полтора столетия, на протяжении которых Италия давала мощнейший импульс мировой музыкальной культуре, превратили музыку в подлинно самостоятельное Искусство, избавив ее от оков сугубо прикладного и развлекательного служения.
Между тем, сколько славных некогда имен оказались теперь полузабытыми, а то и вовсе неизвестными нашему слушателю! Многие из них публике Большого театра предстоит открыть благодаря Первому международному музыкальному фестиваля «Барокко. Путешествие».
Один из представителей эпохи раннего барокко, Андреа Фальконьери (1585-1656) — придворный лютнист княжеских и королевских дворов Италии, автор мадригалов, танцев и песен, в которых он стремился к поискам «новой выразительности». Последователи венецианской оперной школы, основанной великим К. Монтеверди, — капельмейстер собора св. Марка Антонио Сарторио (1620е-1681) и монах Марк Антонио Чести (1632-1669), духовный сан которого не мешал ему создавать грандиозные оперные произведения для дворов Медичи и императора Вены, пышность иных постановок на многие десятилетия стала в легендой. Композитор и педагог Джакомо Антонио Перти (1661-1756) — капельмейстер собора св. Петра в Риме и многолетний руководитель Болонской филармонической академии, прославивший себя многочисленными талантливыми учениками не меньше, чем собственной музыкой. Алессандро Скарлатти (1660-1725) — первый представитель славной музыкальной династии, основатель неаполитанской оперной школы, которая на протяжении ста лет репрезентировала итальянскую музыку во всей Европе. Джованни Батиста Бонончини (1670-1747) — композитор из еще одной музыкальной семьи, объездивший все крупные европейские столицы и успешно соперничавший с Г.Ф. Генделем в Лондоне. Представитель нового поколения итальянской оперной школы, композитор и вокальный педагог Николо Порпора (1686-1768), воспитавший многих знаменитых певцов XVIII века, а в конце жизни учивший Й. Гайдна. Иоганн Адольф Гассе (1699-1783) — немецкий композитор, прославивший королевский театр Дрездена, друг И.С. Баха, однако почти всю жизнь говоривший и мысливший «по-итальянски». Рикардо Броски (1698-1756), повсюду сопровождавший в странствиях своего брата Карло — знаменитейшего певца-кастрата своего времени (он выступал под псевдонимом «Фаринелли»)...
Произведения этих композиторов прозвучат на концертах 26 и 30 октября на Новой сцене Большого театра вместе с концертами и ариями Антонио Вивальди (1678-1741); признанный мастер инструментального концерта, он не менее упорно добивался славы и на оперном поприще.
Солистами выступят участники Молодежной оперной программы (МОП) Большого театра: Руслана Коваль и Екатерина Морозова (сопрано), Александра Чухина (меццо-сопрано), Павел Валужин (тенор), Андрей Морозов (баритон), Александр Рославец и Даниил Чесноков (басы). Многие из них уже принимают участие в текущих оперных спектаклях театра, но освоение итальянского барочного репертуара станет важнейшим этапом в их успешно развивающейся певческой карьере. В концерте также участвуют солистки оперной труппы, выпускницы МОП Ольга Кульчинская (сопрано) и Юлия Мазурова (меццо-сопрано) и молодая, но уже заявившая о себе певица из Абхазии Кристина Эшба (сопрано).
Ансамбль «Questa musica», вместе с которым выступят молодые солисты Большого, — относительно юный (он был образован в 2008 г.), но очень перспективный экспериментальный коллектив молодых музыкантов. В его репертуаре не только музыка эпохи барокко, но также сочинения композиторов ХХ века и современных авторов. Его музыкальный руководитель и дирижер Филипп Чижевский — серебряный лауреат Всероссийского конкурса хоровых дирижеров в Москве (2008 г.), совмещающий работу в ансамбле с преподаванием в Московской консерватории и выступлениями с рядом симфонических и хоровых коллективов г. Москвы (Государственная академическая симфоническая капелла России, Национальный филармонический оркестр России, камерный оркестр «DSCH», хор Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных). В 2007-08 гг. он проходил дирижерскую практику в Большом театре.
В концерте Вивальди для виоль д’амур и струнных соло на барочном струнном инструменте исполнит лауреат международных конкурсов, один из ярчайших альтистов нового поколения Сергей Полтавский.